Социальное партнерство в системе трудовых отношений

Социальное партнерство занимает совершенно особое место в системе трудовых отношений. Ряд экспертов считает, что социальные вопросы, прежде всего занятость, должны быть критериями обоснованности принимаемых решений и подчинять себе экономическую эффективность развития производства. Финансовые рычаги управления должны стать основой обеспечения социального равновесия в обществе. В достижении гармоничного развития социально-трудовой сферы, обеспечивающего высокую степень реализации трудового потенциала, и должен состоять основной результат преобразований в экономике.

В сфере труда социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

Система социального партнерства включает в себя субъекты, объекты, формы, уровни и механизмы реализации.

Субъектами (сторонами) социального партнерства являются работники, работодатели и государство.

Представителями сторон, выражающими их интересы, могут быть: органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им; руководители организаций или другие полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; правительство страны, в том числе центральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, а также соответствующие органы местного самоуправления. Объект социального партнерства – социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда и т.п.).

Формы взаимодействия сторон (субъектов социального партнерства):

• переговоры по заключению коллективных договоров и соглашений;

• консультации;

• совместная работа сторон в комиссиях, советах, комитетах, фондах;

• контроль над выполнением достигнутых договоренностей;

• урегулирование коллективных трудовых споров;

• участие наемных работников в органах управления организацией.

В России основными формами реализации социального партнерства являются заключаемые коллективные договоры, а также соглашения на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. При этом формируется специфическая модель социального партнерства на четырех уровнях: федеральном, региональном, отраслевом и локальном (на уровне предприятия).

Система социального партнерства – способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения взаимопонимания, отказа от насилия – успешно функционирует лишь в определенных общественных условиях.

Развитые страны Запада прошли длительный путь от острой классовой борьбы до достижения социального мира. Сложившиеся в них в последние десятилетия системы социального партнерства определяются наличием соответствующих экономических, социальных, политических, правовых и психологических условий.

В сфере экономики уровень развития социального партнерства определяется:

• многообразием форм собственности при доминирующей роли частной собственности;

• современным состоянием производительных сил, базирующихся на передовых технологиях;

• насыщением рынка товарами и услугами;

• участием наемных работников в делах фирмы, распределении доходов через акции и другие ценные бумаги.

Партнерские отношения в обществе возможны лишь при условии социальной ориентации рыночной экономики, когда во главу угла ставится не получение прибыли любой ценой, а удовлетворение потребностей общества, обеспечение высокого уровня благосостояния его членов. Должен быть достигнут такой уровень жизни, при котором большинству было бы что терять в случае резкого обострения социально-экономической ситуации, при угрозе возникновения социального взрыва.

В социальной сфере базовыми условиями партнерских отношений являются:

• наличие многочисленного "среднего класса";

• развитое гражданское общество, где в результате самоопределения классов, групп, слоев населения свободно действуют профсоюзы, движения, иные организации, выражающие социально-экономические интересы как наемных работников, так и работодателей;

• функционирование "социального государства", реализующего социально-ориентировочную рыночную политику, не стоящего над обществом, а служащего ему, устанавливающего "правила игры" для субъектов социального партнерства, контролирующего их выполнение.

Политико-правовыми условиями эффективно действующей системы социального партнерства выступают:

• развитые формы демократии, когда права и свободы личности не только декларируются, но и гарантируются в соответствии с международными нормами;

• свободное создание и деятельность партий и движений, отстаивающих политические интересы основных социальных слоев, классов;

• наличие эффективно действующего правового механизма, регулирующего социально-трудовые отношения. Первостепенную роль в создании правовой основы партнерских отношений в каждой стране играет ратификация и реализация деклараций, конвенций и рекомендаций Международной организации труда.

Наряду с вышеназванными объективными условиями успешного функционирования в обществе системы социального партнерства необходимо наличие развитого субъективного, социально-психологического фактора:

• доминирование в общественном сознании ориентации на социальный мир и неконфронтацию между классами, социальными слоями;

• осознание и принятие предпринимателями, работодателями в целом роли заботливых хозяев, вникающих в нужды своих работников, оказывающих им помощь;

• активное участие работников в многообразных формах управления на предприятиях как отражение понимания ими зависимости личного благополучия от успехов фирмы.

Взаимодействие сторон в процессе регулирования социально-трудовых отношений протекает чаще всего в форме переговоров, поэтому необходимы лидеры, способные представлять и отстаивать интересы сторон, – люди компромиссного типа, компетентные, способные поставить общий интерес выше собственных пристрастий, активные, последовательные в достижении целей.

Описание модели социального партнерства и анализ комплекса объективных условий и субъективных факторов, необходимых для ее оптимального функционирования и развития, позволяет очертить круг проблем, влияющих на становление системы социального партнерства в России:

• страна ориентирована на построение социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако в реальности эта норма на сегодняшний день имеет декларативный характер, как и заявленное властями формирование социально-ориентированной рыночной экономики;

• экономика находится в состоянии выхода из кризиса, когда речь идет не о внедрении достижений современной научно-технической революции, а об обеспечении стабильности производства и цен, стимулировании инвестиций в экономику, поддержке отечественных производителей, в том числе через реформирование налоговой системы, и т.д.;

• современное общество слабо структурировано: выделяется незначительный слой (до 2%) сверхбогатых людей, тогда как большинство населения страны находится на или за гранью прожиточного минимума, что свидетельствует о несформированности среднего класса – социальной опоры партнерских отношений;

• вместе с тем существует свобода создания общественных объединений, регламентированная законодательно; при всей нынешней неоднородности общества социальные слои, группы и классы достаточно четко идентифицируют свои интересы, способствуют формированию и развитию институтов гражданского общества, находящихся, однако, в стадии становления;

• в стране идет процесс создания демократических форм, хотя зачастую декларация прав и свобод личности не подкрепляется соответствующими гарантиями;

• формируется правовой механизм регуляции социально-трудовых отношений;

• состояние общественного сознания, определяемое во многом конкретной социально-экономической и политической ситуацией, нестабильно, хотя в данный момент преобладает ориентация на социальный мир;

• предприниматели, находящиеся на завершающем этапе первоначального накопления капитала, далеко не всегда осознают необходимость партнерских отношений с работниками;

• на большинстве предприятий перестали действовать распространенные при социализме, пусть и формальные, формы "участия рабочих в управлении производством", а распространенное в странах с рыночной экономикой "участие наемных работников в предпринимательстве" пока еще не получило широкого распространения в России;

• профсоюзные лидеры не всегда независимы от работодателей, недостаточно активно защищают права работников. Часто в одном профсоюзе состоят членами и наемные работники, и работодатели. Разнообразие и множественность профессиональных союзов приводит к конфронтации и соперничеству между ними, что негативно сказывается на выполнении их основных функций – защите интересов работников.

Перечисленные проблемы существенно отражаются на процессе становления системы социального партнерства как одного из инструментов социальной защиты наемных работников на рынке труда.

Социальное партнерство – равноправные взаимоотношения между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями) и работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами исполнительной власти, местного самоуправления, основанные на международных нормах, законах страны, устанавливаемые с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития и выражающиеся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений (договоров), принятии совместных решений.

Система социального партнерства – постоянно действующая совокупность органов, формируемых социальными партнерами; определенный ими самими порядок взаимодействия и функционирования данных органов; совместные документы (соглашения, договоры), принимаемые социальными партнерами на основании международных норм, законодательства страны, региональных законов.

Социальное партнерство – это тип и система отношений между работодателями и работниками, при которых в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. В реальной жизни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре класса или личности и является цивилизованным методом решения социальных конфликтов на различных уровнях. В России в этих целях с 1992 г. введена практика ежегодного заключения генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РФ, Общероссийским объединением профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийских представительных органов и общероссийскими объединениями работодателей.

На отраслевом уровне признано целесообразным заключать трехсторонние отраслевые (тарифные) соглашения между общероссийскими отраслевыми профсоюзами, объединениями работодателей, которым делегированы права на ведение переговоров и заключение отраслевых (тарифных) соглашений, представителями государства.

На уровне территорий заключаются специальные соглашения, а на уровне предприятий, в учреждениях и организациях – коллективные договоры.

Регулирование социально-трудовых отношений в общем плане – это совместная деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем в социальной и производственной деятельности людей на основе трипартизма. Трипартизм – система трехстороннего представительства. Функционирование системы социального партнерства на основе трипартизма – результат объективных требований и предпосылок для функционирования и развития любого механизма управления производством. При этом степень развитости партнерства прямо пропорциональна степени демократизации управления.

По мере развития децентрализации в управлении, отнесения к компетенции коллективов предприятий решения большинства вопросов, регулирующих социально-трудовые отношения, расширения нрав республик, краев, областей, других регионов и городов объективно возникали условия и предпосылки для развития и по форме, и по существу всего механизма социального партнерства на всех уровнях выработки и принятия решений. В условиях разгосударствления и смены форм собственности необходимость в управлении возрастает еще больше, так как появляются личный и коллективный экономические интересы сторон, каждая из которых хочет приумножить свой доход.

Основу складывающихся цивилизованных отношений между партнерами должны составлять принципы, выработанные МОТ:

• всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;

• непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;

• свобода слова и свобода объединения – необходимые условия постоянного прогресса;

• нищета в любом месте – угроза всеобщего благосостояния;

• все люди, независимо от расы, пола, веры имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;

• полная занятость и повышение жизненного уровня.

Ориентируясь на принципы деятельности МОТ, которая по существу является высшим структурным звеном общемирового механизма системы социального партнерства, национальные социальные партнеры всех уровней – общегосударственных, региональных, отраслевых, производственных – должны также определить свои принципы деятельности и строго руководствоваться ими. Но несомненно, что принципы, провозглашенные МОТ, имеют универсальный, общемировой характер.

Первый принцип МОТ требует соблюдения социальной справедливости. Национальные социальные партнеры всех уровней должны руководствоваться этим принципом, так как отступление от него чревато социальными протестами и взрывами. В условиях гласности, демократизма в управлении позиции партнеров быстро становятся известными всем работникам, анализируются ими и быстро складываются отношения или доверия, или недоверия.

Второй принцип требует, чтобы социальные партнеры данной республики, региона, предприятия решали социально-трудовые проблемы, учитывая те последствия, которые могут вызвать их действия в других странах, регионах; предвидели, как данный "прецедент" будет использован другими регионами для ущемления социально-трудовых интересов трудящихся.

Особое значение имеет соблюдение третьего принципа. Природа социального партнерства основана на паритетном функционировании одного партнера (предпринимателя) и второго (профсоюза) как представителя трудящихся. Поэтому признание и гарантия права на объединение – обязательное условие существования партнерства.

Работодателю нужен слаженный, стабильный коллектив работников. Руководитель предприятия, наладив партнерские отношения с работниками, признав их право на объединение и содействуя этому, приобретает и коллективных советников, и конструктивных оппонентов. Однако и работник заинтересован в надежном, конкурентоспособном функционировании своего предприятия и сбыте продукции. Поэтому экономические требования работника небезграничны, и он сможет понять мотивы рационального обоснования при установлении соотношений в распределении прибыли и накопления, включая техническое обновление производства и улучшение условий труда.

Принципы деятельности социальных партнеров формируются и утверждаются с учетом отечественной практики, традиций и исторического опыта, а также мирового опыта и принципов, провозглашенных МОТ при решении проблем труда.

Наряду с общими принципами МОТ, на которых строится идеология всей системы социального партнерства, можно выделить специфические принципы организации работы партнеров при осуществлении ими отдельных видов этой работы, в том числе при ведении коллективных переговоров, при заключении договоров и соглашений, при взаимных консультациях и контроле, а также при разрешении коллективных споров.

Партнерство в процессе осуществления коллективных переговоров должно строиться на следующих принципах:

• трехсторонность на основе трипартизма;

• равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей;

• доверие в отношениях;

• знание и уважение прав и обязанностей друг друга, недопущение конфронтации;

• открытость и доступность равноправных переговоров;

• умение слушать и слышать партнера;

• строгое соблюдение культуры полемики, дискуссии, критики: критиковать аргументированно позицию, а не личность оппонента;

• обязательность и надежность, соблюдение правила: переговоры завершать договоренностью.

Нормальное функционирование системы социального партнерства обеспечивается равноправием и равноценностью сторон. Неравноправие ведет к превосходству одних над другими, к диктату сильного и последующему игнорированию им слабого партнера. В итоге вместо социального мира – конфронтация. Поэтому баланс интересов могут обеспечить только равноправные стороны. Не менее важное значение для нормальных отношений имеет их равноценность. Если равноправие обеспечивается нормативными актами, то равноценность во многом зависит от самих партнеров, от их личных качеств, профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков.

Партнеры на переговорах и в ходе консультаций должны быть в равной степени компетентными. Отсюда первоочередная задача – формирование профессионально-компетентных органов и всех других институтов социального партнерства.

Заключение коллективных договоров и соглашений должно базироваться:

• па соблюдении норм законодательства;

• полномочности представителей сторон;

• равноправии сторон;

• свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих ОГЛАВЛЕНИЕ колдоговоров, соглашений;

• добровольности принятия обязательств;

• реальности обеспечения принятых обязательств;

• ответственности за принятые взаимные обязательства;

• каждый последующий уровень соглашений (договоров) не может ухудшать условий соглашений более высокого уровня и может отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся.

При взаимных консультациях и контроле необходимо соблюдать следующие принципы:

• регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

• систематичность контроля и неотвратимость ответственности;

• ответственность за непредоставление информации;

• гласность в ходе осуществления контроля за соблюдением договоров, соглашений.

При разрешении коллективных споров партнеры должны придерживаться следующих принципов:

• приоритетность примирительных методов и процедур, применяемых примирительными комиссиями и трудовым арбитражем;

• применение забастовки лишь как крайней меры разрешения коллективного трудового спора;

• стремление сторон к быстрейшему урегулированию возникшего конфликта и подписанию соглашения.

В целях обеспечения социального партнерства, эффективного развития системы трипартизма необходимо последовательное распространение идеологии и технологии социального партнерства, внедрение в практику всех его субъектов идеи справедливого социального договора, а не социальной конфронтации, формирование полноправных органов – сторон социального партнерства.