Социальное партнерство в сфере занятости и профессионального образования

В сферу социального партнерства включены не только трудовые отношения, но и занятость различных групп населения, профессиональное образование и обучение (подготовка, повышение квалификации и переподготовка) кадров. Механизм социального партнерства в этой сфере представляется как согласование специфических интересов и социальных функций партнеров, обеспечивающие осуществление скоординированных действий в отношении общей цели.

Основные направления социального партнерства в сфере занятости и противодействия безработице:

— рост занятости населения и преодоления дефицита рабочих мест (активность всех источников);

— развитие системы начального, среднего и высшего профессионального образования;

— развитие внутрифирменного обучения персонала;

— развитие системы непрерывного образования;

— развитие предпринимательства;

— повышение эффективности программ и услуг для повышения конкурентоспособности безработных и возвращение их к активной трудовой деятельности;

— обоснованная миграционная политика и новая концепция освоения северных и восточных регионов, защита внутреннего рынка труда.

Понятие "социальное партнерство" применительно к профессиональному образованию представляет собой систему договорных отношений образовательных учреждений с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями и т.п., позволяющих отслеживать и адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, объемы и структуру востребованных профессий, а также диктуемые обществом социально-культурные приоритеты.

Учреждения профессионального образования взаимодействуют с рынком труда опосредованно через образовательные услуги, которые оказываются учреждениями профессионального образования и обусловливаются потребностями отдельных категорий населения, рынка труда и общества в цс. юм.

Наиболее актуальные задачи дальнейшего развития социального партнерства учреждений профессионального образования с субъектами рынка труда:

— разработка и осуществление маркетинговой стратегии, основанной па изучении ситуации на рынке труда и его прогнозных характеристик;

— проведение учреждениями профессионального образования гибкой политики поведения на рынке труда;

— создание системы постоянного мониторинга и прогноза потребностей рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе как основы для определения объемов и структуры подготовки квалифицированных кадров для всех уровней образования;

- разработка и организация функционирования механизма создания современных квалификационных требований (профессиональных стандартов) для различных категорий работников как базы для проектирования образовательных стандартов и учебно-методических материалов;

— развитие профессиональной ориентации населения и, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений;

- развитие системы профессионального обучения безработных и нетрудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования.

Социальное партнерство в сфере профессионального образовании в условиях рыночной экономики подразумевает подготовку конкурентоспособных работников нового типа, которые владеют более широкими умениями и компетенцией, могут работать в команде, создавать и эффективно использовать новую технику и технологию.

Система профессионального образования, как одна из инерционных систем, должна постоянно адаптироваться, изменяться, чтобы находить новые способы взаимодействия с социумом, соответствовать новым требованиям. Это достигается созданием механизма взаимодействия учреждений профессионального образования с внешней средой посредством социального партнерства.

Несмотря на проблемы, в настоящее время, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов складывается определенная система социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения кадров. Формы работы образовательных учреждений с социальными партнерами можно разделить на договорные и организационные. Договорные формы включают в себя все виды взаимодействия на основе двухсторонних и многосторонних договоров. Организационные, помимо наличия договоров, предполагают создание совместных органов по координации социального партнерства.