Лекция 6. Социальное партнерство в сфере труда

В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование "социальное партнерство". Несмотря на наличие объективного конфликта интересов у работников и работодателя есть и общность интересов: чем эффективнее работает предприятие, тем выше уровень условий труда и социального обслуживания работников. Как следствие, имеется объективная экономическая основа для мирного решения вопросов между трудом и капиталом способами, учитывающими и общие интересы, и интересы каждого из субъектов трудовых отношений.

Статья 27 ТК РФ выделяет четыре формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Однако данный перечень не является исчерпывающим: стороны социального партнерства вправе осуществлять партнерское взаимодействие и в иных формах.

Наиболее ярким проявлением социально-партнерских отношений выступает переговорный процесс, результатом которого является установление условий труда и основных направлений социальной политики в отрасли, у работодателя, па конкретной территории.

Конвенция МОТ № 154 "О содействии коллективным переговорам" определяет коллективные переговоры как все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях: а) определения условий труда и занятости; и (или) б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися; и (или) в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Правом на ведение коллективных переговоров от имени субъектов социального партнерства обладают соответствующие представители. Наиболее часто представителями работников при проведении коллективных переговоров являются профессиональные союзы (их объединения, первичные профсоюзные организации), которые могут участвовать в переговорах любого уровня. Иные представители работников могут быть избраны работниками при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также если существующая профсоюзная организация не объединяет более половины наемных работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве. Иные представители могут представлять интересы работников при осуществлении социально-партнерского взаимодействия исключительно на локальном уровне. Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Представителями работодателя на различных уровнях социального партнерства являются руководитель организации, лично работодатель — индивидуальный предприниматель, уполномоченные ими лица; объединения работодателей. Организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, могут представлять соответствующие органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Объединением работодателей является социально ориентированная некоммерческая организация, образованная в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и основанная на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, территориально-отраслевому признакам, их правовое положение определяется Федеральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".

Инициатором начала коллективных переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон. Представители стороны, получившие от другой стороны предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективного договора, соглашения, их заключения проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами на равноправной основе. Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения либо протокола разногласий.

Правовые акты социального партнерства носят представительский характер: они порождают права и обязанности не только у лиц, заключивших соответствующий коллективный договор или соглашение, но и у лиц, ими представляемых (конкретных работников или работодателей). По российскому законодательству правовые акты социального партнерства подразделяются на коллективные договоры (действуют у конкретного работодателя) и соглашения (действуют на иных уровнях социального партнерства).

В идеале коллективный договор регулирует весь комплекс отношений, связанных с применением наемного труда в конкретной организации. Он является наиболее оптимальной формой регулирования труда на локальном уровне социального партнерства, поскольку в наиболее полной мере учитывает интересы и работодателя, и работников. Свидетельством этого выступает и позиция законодателя, рассматривающего коллективный договор в качестве преимущественной формы установления в организации форм оплаты труда, систем нормирования труда, режима рабочего времени и т.д.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения. Коллективный договор действует и применительно к работникам, вступившим в трудовое отношение с конкретным работодателем после принятия коллективного договора.

Условия, включенные в коллективный договор, принято подразделять на нормативные и обязательственные. Нормативные условия представляют собой правила регулирования трудовых отношений у конкретного работодателя, рассчитанные на долговременное применение (нормы, принимаемые в договорном порядке). Обязательственные условия представляют собой обязательства сторон единовременного характера, исполняемые до истечения срока коллективного договора. Примером таких условий могут служить обязательства обновить вентиляцию, оборудовать душевые комнаты для работников и т.п.

Под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

При конкуренции коллективного договора и различных соглашений необходимо исходить из следующего принципа: действует правовой акт, устанавливающий условия, более льготные для работника.