Лекция 6. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

После изучения гл. 6 студент должен:

знать

сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "социальное партнерство", "коллективный договор", "соглашение", "органы социального партнерства";

• правовой статус сторон социального партнерства;

• уровни социального партнерства;

• формы участия работников в управлении организацией;

• санкции юридической ответственности сторон социального партнерства;

уметь

оперировать юридическими понятиями "социальное партнерство", "коллективный договор", "соглашение", "коллективные переговоры", "стороны социального партнерства", "органы социального партнерства";

• осуществлять правовую экспертизу коллективных договоров и соглашений;

• правильно оформлять и составлять проекты коллективных договоров и соглашений;

владеть навыками

• составления условий коллективных договоров и соглашений;

• ведения коллективных переговоров;

• анализа условий коллективных договоров и соглашений;

• принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина посредством коллективных договоров и соглашений.

Понятие социального партнерства

Стремительное развитие рыночного гражданского оборота требует поиска новых эффективных моделей правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Преобладание договорного характера регулирования указанных отношений над централизованным (государственным) позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство, являясь компромиссом их интересов, сглаживает антагонизм труда и капитала, т.е. оно означает переход от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству.

Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 №212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)", который в целях создания системы социального партнерства ввел в практику заключение генеральных отраслевых и региональных отраслевых соглашений по социально-экономическим вопросам; на уровне предприятий – коллективных договоров; на уровне отрасли – региональных отраслевых и иных социально-экономических соглашений. Названный Указ расширил сферу договорного регулирования и круг его участников.

Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе о коллективных договорах и соглашениях. Впервые в истории трудового права России этот закон урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях. Так, указанный Закон в соответствии с Конвенцией МОТ № 98 "О применении принципов нрава на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949 г.) впервые ввел термины "социальное партнерство" и "коллективные переговоры".

1 мая 1999 г. был принят Закон о РТК, согласно которому впервые на законодательном уровне возникло регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров, а также была сформирована правовая основа деятельности РТК.

С 1 февраля 2002 г. вопросы социального партнерства в сфере труда регулируются разд. II ТК, который с момента признания утратившим силу Закона о коллективных договорах и соглашениях стал практически единственным правовым актом, регулирующим рассматриваемую сферу на федеральном уровне.

Понятие социального партнерства содержится в ст. 23 ТК, согласно которой социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Являясь правовым актом, обладающим высшей юридической силой, ТК окончательно сформулировал определение термина "социальное партнерство", который до недавнего времени употреблялся и в иных аспектах (например, в рамках взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти, взаимного консультирования и обсуждения ими различных вопросов и др.). Учитывая, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения выступают предметом трудового права, можно сделать вывод о том, что социальное партнерство направлено на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования предмета трудового права.

Как и любой правовой институт, институт социального партнерства строится на основе основных начал и положений – принципов. Нам представляется целесообразным классифицировать такие принципы по следующим основаниям:

1) принципы, основанные на субъектном составе сторон социального партнерства:

а) равноправие сторон;

б) уважение и учет интересов сторон;

в) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

г) полномочность представителей сторон;

2) принципы, связанные с достижением целей социального партнерства:

а) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

б) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

в) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

г) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

3) принципы, связанные с государственными гарантиями социального партнерства (содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе);

4) правовые принципы (соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права);

5) принципы контроля и ответственности сторон социального партнерства:

а) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

6) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Стороны социального партнерства следует отличать от сторон трудовых отношений. В первом случае такими сторонами являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, во втором – индивидуальный работник и индивидуальный работодатель.

Особенности органов власти (государственного и местного самоуправления) проявляются в том, что указанные субъекты не всегда могут выступать сторонами социального партнерства, а только в следующих случаях:

1) когда они являются работодателями;

2) когда они уполномочены работодателями быть их представителями;

3) когда соответствующее объединение работодателей, относящихся к бюджетной сфере, не создано.

В других случаях участие органов власти в социальном партнерстве должно быть предусмотрено трудовым законодательством. Так, например, если соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджетов различных уровней, то в этом случае участие соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Российская Федерация представляет собой федеративное государственное образование, объединяющее 83 субъекта. Административно-территориальное деление Российской Федерации, деление экономической сферы деятельности на отрасли послужило основанием для выделения уровней социального партнерства по следующим видам и основаниям:

1) федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда на всей территории РФ;

2) межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

3) региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

4) отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

5) территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

6) локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Указанная классификация уровней социального партнерства представляется логичной и вполне обоснованной, поскольку связана с существующей в Российской Федерации системой органов власти различного уровня, которые могут выступать стороной социального партнерства и осуществлять правовое регулирование в пределах своей компетенции. Так, на региональном уровне вопросы социального партнерства могут регулироваться законами субъектов РФ с учетом сложившихся особенностей региона. Например, правоотношения в сфере социального партнерства в Москве в целях регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия регулирует Закон от 11.11.2009 № 4 "О социальном партнерстве в городе Москве". Указанный правовой акт субъекта РФ определяет круг участников социального партнерства: соответствующие профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК, соответствующие объединения работодателей Москвы, а также органы исполнительной власти Москвы.

Представляя собой одну из форм выражения трудового права, названный Закон устанавливает объект социального партнерства – социально-экономические и социально-трудовые отношения между сторонами социального партнерства и его предмет – принятые обязательства сторон и способы их реализации, обусловленные взаимными интересами.

Реализация принципов, целей и задач социального партнерства возможна в установленных ТК формах. На практике такие формы проявляются в виде:

1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) участия работников, их представителей в управлении организацией;

4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Более подробно указанные формы будут рассмотрены далее.

Юридическая природа сторон социального партнерства (как отдельных категорий работников, так и работодателей) позволяет говорить об их специфических особенностях.

Так, к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств РФ такие особенности устанавливаются федеральными законами. Например, согласно п. 2 ст. 9 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие могут состоять в общественных организациях, в том числе в профсоюзах, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Однако создание и деятельность таких профсоюзов военнослужащих регулируется федеральным законом.