Социальное обслуживание инвалидов

На основании индивидуальной программы реабилитации с инвалидами осуществляется социальная работа в учреждениях социального обслуживания.

Выделяются следующие задачи социальной работы с инвалидами:

- социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

– полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

– стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

– срочное социальное обслуживание;

– социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Инвалидам в комплексных центрах социального обслуживания населения предоставляются социально- бытовые услуги, в частности покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости, оплата услуг коммунально- бытового обслуживания. Социальные работники оказывают социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: доврачебную помощь, в том числе вызов врача на дом; обеспечивают лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (по заключению врача); содействуют в госпитализации, сопровождают нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения. Социальные работники посещают инвалидов в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания моральнопсихологической поддержки, оказывают помощь в проведении медико-социальной экспертизы, получении страхового медицинского полиса.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной (до 6 месяцев) посторонней помощи, в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию. Социальные работники предоставляют социально- бытовые, социально-правовые, социально-экономические услуги. В штат данного отделения введены медицинские сестры, которые осуществляют патронаж инвалидов на дому: наблюдают за состоянием здоровья, кормят ослабленных больных, проводят санитарно-гигиенические процедуры (измерение температуры тела, артериального давления, контроль приема лекарств). Медсестры проводят медицинские процедуры в соответствии с назначением лечащего врача (при наличии у государственного учреждения социального обслуживания лицензии на медицинскую деятельность): подкожное и внутримышечное введение лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязки, обработку пролежней, раневых поверхностей, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказывают помощь в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями. Медицинские работники обучают родственников инвалидов практическим навыкам общего ухода за больными. При комплексных центрах социального обслуживания открываются социальные столовые, которые за отдельную плату обеспечивают доставку горячих обедов инвалидам на дом.

Полустационарное социальное обслуживание реализуется в отделениях дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения. Оно включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в носильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Па полустационарное социальное обслуживание принимаются инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. В отделениях дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения (центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов) предоставляются социально-психологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые, социальнопедагогические (к которым относятся анимационные услуги: проведение праздников, юбилеев и других культурных мероприятий) услуги. Кроме того, организуется и проводится клубная и кружковая работа для формирования и развития интересов инвалидов. Оздоровительно-реабилитационные мероприятия (массаж, лечебная физкультура) организуются для клиентов с учетом рекомендаций врача. Инвалиды по желанию, в соответствии с медицинскими рекомендациями могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобном хозяйстве. В последнее время распространена практика организации деятельности отделений дневного пребывания для инвалидов от 18 лет до 31 года.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной, экстренной помощи единовременного характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, и включает разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, а также разовое оказание материальной помощи. Специалисты по социальной работе содействуют инвалидам в получении временного жилого помещения, организуют юридическую помощь в целях защиты прав обслуживаемых лиц и экстренную медико-психологическую помощь с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров. В отделениях срочного социального обслуживания действует прокат специализированной техники для инвалидов и приспособлений по уходу за тяжелобольными.

Специалист по социальной работе консультирует инвалидов, в результате граждане с ограниченными возможностями адаптируются в обществе, социальная напряженность ослабляется, создаются благоприятные отношения в семье, обеспечивается взаимодействие личности, семьи, общества и государства.

В ряде регионов России функционируют реабилитационные центры для инвалидов, являющиеся учреждениями, предназначенными для профессионального образования и трудового обучения, социальной адаптации, медицинского обслуживания, устройства инвалидов молодого возраста, неспособных или ограниченно способных к самостоятельной жизни в обществе.

В подобных центрах предусматриваются отделения для постоянного, пятидневного и дневного пребывания инвалидов. В целях реабилитации в центрах предусматривается медицинская часть с соответствующим оснащением лечебно-диагностических и вспомогательных кабинетов для медицинской реабилитации. Для профессионального и трудового обучения инвалидов создается учебная часть с кабинетами, классами и учебно-производственными мастерскими, оснащенными соответственно процессу обучения. Для социально-бытовой ориентации инвалидов создается служба психологов и социальных педагогов (воспитателей), оснащенная специальными помещениями для проведения работы по реабилитации и адаптации инвалидов.

Перед реабилитационными центрами стоят следующие основные задачи:

– определение реабилитационного потенциала инвалида;

– разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации;

– проведение медицинской реабилитации инвалидов;

– проведение профессиональной реабилитации инвалидов, включающей профессиональную ориентацию, профотбор, трудовое и профессиональное обучение, профессионально-производственную адаптацию;

– проведение социальной реабилитации инвалидов, включающей социально-средовую и социально-бытовую адаптацию;

– материально-техническое обеспечение проживающих в центре;

– организация социальной защиты инвалидов, включающая консультирование инвалидов по правовым вопросам, обеспечение инвалидов специализированными изделиями, облегчающими их труд и быт.

В соответствии с задачами центр принимает инвалидов и адаптирует к новой обстановке; проводит профессиональное обучение в соответствии со специальными программами, учебными пособиями и т.д.; обеспечивает проживающих благоустроенным жильем, мебелью, инвентарем, постельными принадлежностями, одеждой и обувью; организует рациональное питание проживающих; проводит медицинское и консультативное обслуживание в оснащенных лечебно-диагностических и вспомогательных кабинетах, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, культурно-массовую работу, оздоровительную и спортивную работу. Лица, имеющие показания к пребыванию в центре, принимаются независимо от наличия родственников, обязанных содержать их по закону.

Противопоказаниями к приему в центр являются острые и подострые стадии основного заболевания, нуждающиеся в специальном стационарном лечении; любые приступообразные и прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями, требующие лечения в стационаре; эпилепсия с частыми припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям; хронический алкоголизм, наркомания, а также другие заболевания, осложненные хроническим алкоголизмом или любыми видами наркомании.

Лица, получившие профессиональную подготовку с вручением диплома или другого документа (свидетельства, справки), считаются закончившими обучение в центре.

Так, в соответствии с лицензией центр в Москве ведет подготовку по специальностям: "Издательское дело"; "Живопись"; "Скульптура"; "Дизайн"; "Декоративноприкладное искусство и народные промыслы".

Центр имеет право на изменение и расширение специальностей в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Обучающиеся в центре получают образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и приобретают знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры; обучаются в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам; получают дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги.

Дома-интернаты как стационарные учреждения системы социальной защиты в течение многих лет выполняют реабилитационные функции. Их деятельность профилирована и дифференцирована. В центре реабилитационной деятельности – медико-социальная реабилитация. На эти учреждения распространяются сложившиеся понятия о медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

Профилирование основано на особенностях контингента, которые определяются рядом факторов: возраст, нозологическая принадлежность заболевания, тяжесть патологических проявлений и др. С учетом этих факторов существуют дома-интернаты общего типа (для инвалидов и пожилых людей) и психоневрологические интернаты.

В домах-интернатах для инвалидов и пожилых людей (общего типа) находятся лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, с последствиями травм, врожденными уродствами (инвалиды с детства) и др. Деятельность этих учреждений носит дифференцированный характер. В основу дифференциации их деятельности положены такие критерии, как способность к самообслуживанию и передвижению.

В связи с указанными обстоятельствами в домах-интернатах с учетом особенностей контингента ставятся разные цели реабилитации.

В домах-интернатах реабилитационного типа основополагающей является медицинская реабилитация, ОГЛАВЛЕНИЕ которой заключается в восстановлении соматического здоровья, в компенсации защитных сил организма, в оживлении адаптационно-приспособительных механизмов.

Для реализации этих задач в домах-интернатах имеется материально-техническая база: физиотерапевтические кабинеты, комнаты лечебной физической культуры, кабинеты массажа, комнаты оксигенотерапии, ортотерапии и др.

Предпочтение при организации медицинской реабилитации отдастся немедикаментозному воздействию, приемам активизирующего характера, которые способствуют активизации моторики и психической деятельности пожилых.

В домах-интернатах существенная роль отводится социально-средовой реабилитации, в которой в равной степени важны как социально-психологическая адаптация, так и социально-бытовая реабилитация. Первая направлена на снятие стрессовой ситуации, связанной с поступлением в дом-интернат и трудностями приспособления к новым условиям. Вторая имеет целью восстановление утраченных навыков самообслуживания в связи с болезнью, травмой и другими причинами.

В задачи социально-средовой реабилитации входят также предупреждение и устранение конфликтов между людьми разных поколений (между молодыми инвалидами и лицами пожилого возраста), организация содержательного и занимательного досуга, организация связей с окружающей (внешней) средой и др.

Социально-трудовая реабилитация в домах-интернатах общего типа носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. Главная задача социально-трудовой реабилитации пожилых людей в домах-интернатах состоит в организации их трудовой занятости и общественно-полезной деятельности.

Для реализации этих задач в домах-интернатах созданы лечебно-трудовые мастерские (в 80,1% учреждений), подсобное хозяйство (в 85,7% учреждений), осуществляется трудоустройство.

Несмотря на довольно ограниченные потенциальные возможности пожилых людей, часть из них трудоустроена на штатных должностях в домах-интернатах.

Следует отметить, что не существует специализированных реабилитационных отделений для молодых инвалидов в домах-интернатах общего типа, несмотря на явную необходимость в них. В этих отделениях должны решаться вопросы протезирования, обеспечения этих инвалидов различными приспособлениями для приема пищи, осуществления рабочих операций, передвижения и т.д. Для молодых инвалидов важна помощь в обучении пользованию техническими средствами реабилитации, в получении образования, приобретении профессий и трудоустройстве. Для этой категории инвалидов необходима психокоррекционная работа, направленная на совершенствование межличностных отношений, адаптацию к условиям проживания и т.д.

Для усиления реабилитационного аспекта деятельности домов-интернатов общего типа необходимо осуществить следующие мероприятия:

– разработать нормативно-правовую базу для стационарных учреждений системы социальной защиты для придания им статуса учреждений реабилитационного типа;

– создать оптимальную материальную базу для реализации реабилитационных целей этих учреждений (оснащение техническими средствами реабилитации, оборудование вспомогательными устройствами и приспособлениями);

– разработать программы обучения и адаптации;

– ввести в штат реабилитационных психологов, специалистов по социальной работе, реабилитологов, трудотерапевтов, геронтологов, юристов и других специалистов;

– переориентировать персонал на изменение статуса учреждения, на смещение акцентов деятельности с обслуживания на активизацию, вовлечение проживающих в широкое самообслуживание и самообеспечение;

– организовать реабилитацию на основе обучающих программ.

Психоневрологический интернат как стационар по принципам содержания больных по существу представляет собой учреждение, где организована больничная и внебольничная реабилитация, характерная для лечебных учреждений системы здравоохранения.

Реабилитационные мероприятия складываются из медикаментозного воздействия, трудовой терапии и терапии средой. В связи с тем что клиническое состояние больных, находящихся в психоневрологических интернатах, отличается преобладанием не продуктивных, а дефицитарных симптомов и характеризуется относительной стабильностью, медицинская реабилитация носит подчиненный характер. Значительно больший акцент делается на организацию образа жизни, на воздействие организованной среды, если учесть многолетнее пребывание инвалидов в условиях социальной изоляции.

Реабилитационные мероприятия в рамках терапии средой, социально-средового воздействия осуществляются в зависимости от особенностей контингента. Выделяются три категории психически больных в этих учреждениях: лица с выраженной и глубокой умственной отсталостью (40,7%), больные шизофренией (25%) и инвалиды с интеллектуально-психическими расстройствами (34,3%) различного генеза.

Создание терапевтической среды для умственно отсталых лиц преследует цель организации направленного образа жизни, формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение их в активную общественно-полезную деятельность (помощник библиотекаря, культработника), побуждение интересов и потребностей. При организации досуга важное место занимают познавательно-развивающие мероприятия, развитие коммуникативных способностей.

Для больных шизофренией терапевтическая среда – это создание ситуаций, которые требуют активизации деятельности, собранности, способности принять решение. Это реализуется путем введения свободного режима содержания, который предполагает бытовую независимость больных, возможность перемещения в пределах интерната без постороннего контроля.

Для больных с интеллектуально-психическими нарушениями социально-средовая реабилитация – это мероприятия но информированию их о службах дома-интерната, по хронологической ориентации, но поддержанию коммуникативных способностей.

Социально-средовая реабилитация требует участия специалистов по социальной работе, психологов, реабилитологов.

Организация социально-трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологических интернатах также носит дифференцированный характер.

Для лиц с умственной отсталостью основным ОГЛАВЛЕНИЕм является формирование навыков производительного труда, элементарных профессиональных навыков. Делается акцент на развивающей, корригирующей и социализирующей роли труда, формировании установок на труд, более зрелых потребностей и мотивов труда.

В зависимости от уровня сформированности трудовых и профессиональных навыков умственно отсталые лица заняты трудовой деятельностью различной социальной ценности: хозяйственно-бытовой труд, работа в лечебнотрудовых мастерских, в постоянных (временных) выездных бригадах, на штатных должностях.

Для больных шизофренией цель социально-трудовой реабилитации – эмоциональная активизация, побуждение интересов, восстановление межличностных связей, адаптация в психоневрологическом интернате. Способность планирования деятельности и прогнозирования результатов, утраченная в результате длительного хронического заболевания, ограничивает их участие в таких элементарных видах труда, как шлифовка простых деталей, резка шнура, клейка пакетов и т.д., т.е. видов труда стереотипного характера.

Для умственно отсталых лиц разработаны обучающие программы: обучение профессии швеи, плотника, штукатура-маляра, сапожника, навыкам работы грузчика, дворника, подсобного рабочего в прачечной, на пищеблоке, сельскохозяйственным видам труда.

Получение трудовых и профессиональных навыков обеспечивает умственно отсталым лицам возможность социальной интеграции, реализация которой зависит от многих других (социально-экономических) условий.

Для создания системы медико-социальной реабилитации инвалидов с хроническими психическими заболеваниями в условиях психоневрологических интернатов на основе использования базовых программ реабилитации необходимо осуществить следующие мероприятия:

– разработать нормативно-правовую базу для переориентации части этих учреждений в истинно реабилитационные с приданием им статуса реабилитационных центров;

– разработать программы обучения инвалидов новым, конкурентоспособным видам труда с учетом современной социально-экономической ситуации;

– создать современную материально-техническую базу реабилитации с оснащением лечебно-трудовых мастерских и подсобного хозяйства новыми механизмами, инвентарем, оборудованием;

– ввести в штат психоневрологических интернатов реа- билитологов, социальных педагогов, трудотерапевтов, психологов.

В последние годы выявилась возрастающая потребность инвалидов и лиц пожилого возраста в реабилитации, а следовательно, в реабилитационных учреждениях. Выявились и возможности некоторых учреждений системы социальной защиты, в частности центров социального обслуживания, в организации реабилитационных мероприятий.

В соответствии с постановлением Минтруда России от 08.07.1997 № 36 "Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" в структуре центра социального обслуживания значатся отделение дневного пребывания и социально-реабилитационное отделение. Их цель – способствовать продлению активного образа жизни, занятию посильной трудовой деятельностью в рамках лечебнотрудовых мастерских.

В частности, отделение социальной реабилитации инвалидов предназначается для практического осуществления мероприятий по социальной реабилитации.

Решение о создании отделения принимается при наличии в центре социального обслуживания необходимого для проведения реабилитационных мероприятий набора помещений, отвечающих санитарным и противопожарным требованиям, правилам охраны труда и техники безопасности, а также с учетом удобств транспортного сообщения для передвижения инвалидов и других факторов, обеспечивающих доступность инвалидам получения квалифицированной реабилитационной помощи.

Отделение осуществляет деятельность по реабилитации инвалидов во взаимодействии с учреждениями, занимающимися реабилитацией инвалидов, – органами здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости и др.; развивает и поддерживает контакты с общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами в интересах эффективной реабилитации инвалидов. Перед отделением стоят следующие основные задачи:

– реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов в части мероприятий но социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, профессиональной ориентации;

– оказание инвалидам, проходящим реабилитацию, а также членам их семей консультативно-правовой помощи по вопросам социальной защиты инвалидов;

– выявление и учет инвалидов, нуждающихся в реабилитации.

В отделении выделяются различные специализированные кабинеты.

В кабинете социально-бытовой адаптации обучают самообслуживанию, пользованию бытовыми приборами, организации жизни в быту, ведению домашнего хозяйства, вырабатывают практические навыки независимого образа жизни, развивают личные интересы и побуждения к здоровому образу жизни, восстанавливают здоровье с помощью организации отдыха, развлечений, спортивных игр и занятий, а также обучают членов семьи инвалида уходу, помощи, общению с ним, помогают адаптироваться в обществе после выписки из отделения, определяют потребность в видах социальной помощи и содействуют в се получении, доставляют инвалидам кресла-коляски.

В структуру отделения социальной реабилитации вводятся лечебно-производственные (трудовые) мастерские, предназначенные для проведения мер профессиональной реабилитации инвалидов, профориентации, профотбора, профадаптации, а также трудовой терапии.

Таким образом, социальная реабилитация пожилых людей и разных категорий инвалидов может осуществляться и в нестационарных учреждениях социального обслуживания.

Создание таких отделений расширяет возможности получения действенной и разнообразной реабилитационной помощи инвалидам и пожилым людям в учреждениях, физически для них досягаемых.

Примером может служить работа экспериментального центра реабилитации инвалидов в Самарской области.

Постановлением губернатора Самарской области в июне 1999 г. было создано государственное учреждение – экспериментальный центр реабилитации пожилых граждан Самарской области. Учредителем экспериментального центра выступило Главное управление социальной защиты населения области (ныне – Департамент социальной защиты населения области). Разработан и утвержден устав центра и положение о структурных подразделениях.

На момент создания экспериментального центра не существовало четкой законодательной базы, позволяющей разработать единый подход к вопросам реабилитации престарелых граждан, формированию структуры центра, штатной численности. Не было и определенных методик работы с пожилыми людьми. В тот момент трудно было переоценить значение тех знаний и практических навыков, которые приобрели специалисты социальных служб области во время реализации проекта "Тасис". На начальном этапе они-то и легли в основу деятельности экспериментального центра

Сотрудники центра (18 человек) в рамках проекта прошли обучение основным аспектам реабилитации пожилых граждан, принципам безопасного перемещения и обращения с клиентом, использованию подъемных уст ройств и специального оборудования; четверым из них вручены сертификаты с правом обучения.

Основная цель работы экспериментального центра реабилитации пожилых граждан Самарской области – социально-психологическая адаптация пожилых людей к изменившейся среде жизнедеятельности. Основным средством в достижении поставленной цели является создание необходимых условий и предоставление возможностей для реализации личностного потенциала в старости, продление активного образа жизни пожилых людей. Важное значение имеет повышение социального статуса пожилого человека в обществе путем активизации его участия в общественной жизни.

Перед центром стоят следующие задачи:

1) реализация комплекса государственно-правовых и организационнопрактических мер, направленных на социальную адаптацию и интеграцию пожилых граждан и инвалидов в общество;

2) разработка и внедрение новых форм и методик, способст вующих восстановлению их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности с целью обеспечения последовательности, комплексности и непрерывности осуществления реабилитационных мероприятий;

3) определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальной реабилитации, исходя из состояния здоровья и возможности самообслуживания;

4) формирование информационных банков данных по учету пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации;

5) взаимодействие с органами государственной, исполнительной и законодательной власти, общественными объединениями, органами местного самоуправления, благотворительными фондами, учреждениями МСЭ, предприятиями всех форм собственности по вопросам организации социальной реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) разработка методических рекомендаций по вопросам реализации мероприятий по социальной реабилитации и внедрение их в практику деятельности соответствующих учреждений;

7) подготовка информационно-аналитических материалов о состоянии реабилитации пожилых граждан и инвалидов, проживающих на территории области, определение потребности лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в реабилитационных мероприятиях;

8) организация подготовки кадров и повышение квалификации специалистов социальных служб, общественных организаций и предприятий различных форм собственности, а также обучение граждан социально- бытовой адаптации и социально-средовой ориентации.

Для реализации вышеперечисленных задач в центре действуют три структурных подразделения.

1. Отделение социальной реабилитации, основными функциями которого являются выявление потребностей получателя в мерах социальной адаптации, осуществление мероприятий по социальной реабилитации, обучение навыкам самообслуживания (в том числе обучение владением техническими средствами реабилитации), ухода и поведения в быту (самостоятельно одеться, приготовить пищу, выполнить правила личной гигиены). Кроме того, специалисты отделения проводят работу с семьей пожилого человека, оказывается содействие в организации досуга (клубы ио интересам, посещение культурно-массовых мероприятий и т.п.) и активного отдыха (физкультурные занятия и др.).

2. Отделение психологической реабилитации, основными функциями которого являются проведение психокоррекционной работы с пациентом (в том числе и с его семьей). Эта работа направлена на улучшение или восстановление умственного компонента деятельности, который включает в себя память, внимание, концентрацию, распознавание, последовательность, решение проблем, способность к обучению, социальное поведение и др., а также социально-культурного компонента деятельности, который включает в себя ценность (значимость) человека, интересы человека, личное восприятие собственных ролей и духовного компонента деятельности, который связан с представлениями человека о своей цели в жизни, аспектами жизни и т.п.

3. Отделение организационно-методической работы, основными функциями которого являются оказание методической и консультативной помощи учреждениям и работникам, которые занимаются вопросами реабилитации. Организуется теоретическое и практическое обучение вопросам реабилитации специалистов по социальной работе, студентов, медицинских работников. Выпускаются собственные методические разработки. Оказывается консультативная помощь семьям, в которых проживают пожилые люди и инвалиды ио вопросам социально-психологической адаптации.

Необходимо отметить, что при экспериментальном центре создан совет из представителей администрации Департамента социальной защиты населения, общественных организаций, руководителей социальных служб, директоров центра социального обслуживания и центров медикосоциальной реабилитации, активных пожилых граждан. В функции совета входит координация деятельности экспериментального центра, отработка мероприятий по социальной реабилитации, оказанию консультативной помощи по интересующим престарелых граждан вопросам, привлечению пожилых людей на добровольной основе к участию в работе экспериментального центра.

Экспериментальный центр проводит занятия по изучению оборудования и приемов ухода за пожилыми гражданами с ограниченными возможностями здоровья. Обучение проводят специалисты, занимающиеся вопросами реабилитации, студенты учебных заведений, представители общественных организаций инвалидов, групп взаимопомощи, члены семей, в которых проживают пенсионеры и инвалиды. Это помогает изучить возможности адаптации пожилых людей к своему новому статусу, проводить оценку клиентов в центре и использовать эти навыки в повседневной жизни, правильно отбирать необходимое оборудование и применять его в отношении людей пожилого возраста и инвалидов. На сегодняшний день свыше 300 человек прошли курсы обучения. Полученные знания широко используются на практике в учреждениях здравоохранения, социальной сферы и по месту жительства пожилых граждан и инвалидов.

Продолжает развиваться стационарное обслуживание детей-инвалидов.

В системе органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации функционируют 152 дома- интерната для детей-инвалидов. Очередь на помещение в дома-интернаты составляет менее 2% числа проживающих.

В основе деятельности образовательных учреждений лежит профессиональное обучение инвалидов. Оно базируется на ориентации обучаемых на новые сферы трудовой деятельности (предпринимательство, малый бизнес), обучении конкурентоспособным профессиям, дифференцированном подходе к обучению с учетом характера дефекта и степени функциональных нарушений, а также на социализации личности, возможности ее реинтеграции в общество и социальной защищенности инвалида в период профессиональной подготовки.

Существует три варианта образовательных учреждений для профессионального обучения инвалидов:

– обычные учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования;

– специальные учебные заведения для инвалидов;

– условия производства.

В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ имеются 12 средних специальных учебных заведений и 31 профессионально-техническое училище. В отличие от учебных заведений массового типа, в специальные учебные заведения принимаются лица с различными отклонениями в физическом и умственном развитии, с различным уровнем подготовки (от 4 до 12 классов), разного возраста (от 16 до 40 лет).

Основной задачей профтехучилищ и техникумов- интернатов является обучение определенным квалификационным профессиям, когда инвалиды не имеют специальности, а также их переобучение, если по состоянию здоровья они не могут продолжать работу по своей профессии. Срок обучения зависит от выбранной профессии и составляет от 1 года до 4 лет. Техникумы-интернаты готовят для производства специалистов со среднетехническим образованием.

Главной задачей учреждений начального профессионального образования инвалидов системы социальной защиты населения является проведение профессиональной реабилитации, в том числе профессиональной ориентации, получение инвалидами профессионального образования в комплексе с мероприятиями по медицинской и социально- бытовой реабилитации, содействие в трудоустройстве.

Профессиональное училище реализует образовательные программы начального профессионального образования, в итоге обучающиеся осваивают профессию соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.

В специализированные учреждения начального профессионального образования принимаются инвалиды I, II, реже III группы с основным общим образованием, средним (полным), начальным профессиональным образованием.

Процесс обучения и профессионального становления тесно связан с процессом социализации личности. Процесс профессионализации рассматривается как составляющая процесса самоопределения.

Выделяют следующие уровни процесса профессионального становления личности в системе профессиональной подготовки.

1. Существенное развитие личности, становление человека.

2. Формирование и самореализация личности в процессе трудовой деятельности как существенной составляющей социального и профессионального становления личности.

3. Регуляция и саморегуляция формирования личности как биосоциальной системы.

Помимо профессионально-технических училищ и техникумов имеются и высшие учебные заведения для инвалидов. Так, в Москве с 1991 г. работает институт-интернат для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательной системы, в котором инвалиды получают высшее образование на факультетах иностранных языков, экономическом, юридическом, прикладной математики, редакционноиздательском. При институте работает центр социальной реабилитации, который помогает решать проблемы психологической и физической реабилитации студентов- инвалидов. Имеется тренажерный зал, комнаты психологической разгрузки с опытными инструкторами и индивидуальной программой реабилитации.

Таким образом, задача образовательных реабилитационных учреждений – не только дать возможность инвалидам овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, но и создать условия для успешной социально-психологической адаптации.

В последние годы в России растет число реабилитационных центров самого разного профиля. Так, в Пензенской области работает Центр реабилитации молодых инвалидов, в котором социальная реабилитация осуществляется через проведение социально-бытовой адаптации и социально- средовой ориентации инвалидов.

Социально-бытовая адаптация – это специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения; помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими; разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд инвалида.

Для проведения этой работы в Центре реабилитации молодых инвалидов оборудованы учебные модели кухни, гостиной, санитарно-бытовых помещений. Эти помещения оснащены мебелью и всем основным оборудованием, которое встречается инвалиду в его собственном доме или квартире. Кроме основного оборудования (холодильник, электрическая плита, раковина, утюг, швейная машина, телевизор и др.) помещения снабжены специальным оборудованием, поставленным по программе "Тасис" и помогающим инвалиду быть независимым в повседневной деятельности и в самообслуживании. Очень часто наши клиенты испытывают трудности в элементарных действиях, т.е. они не могут включить плиту, нарезать хлеб, сделать бутерброд, почистить овощи, принять пищу без посторонней помощи. Используя же специальные коврики из нескользящего материала, накладные бортики для тарелки, клиент самостоятельно может принимать пищу.

Пример. Инвалиды с одной рабочей рукой или лица, страдающие ДЦП, используя разделочную доску с шипами или специальное устройство для закрепления овощей и фруктов, могут отрезать себе хлеба, сыра, колбасы, почистить картофель, лук и т.д. Пациенты, испытывающие затруднение с подвижностью пальцев рук, могут воспользоваться столовыми приборами с большими ручками, контурными устройствами, позволяющими без труда повернуть какие-либо выключатели, например включить или выключить электрическую плиту.

Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата учатся одеваться при помощи деревянной палочки с крючком, облегчающим одевание, ложкой для обуви с длинной ручкой, расческой с длинной ручкой, приспособлениями для надевания носков и чулок. Для особо тяжелых больных, передвигающихся с помощью кресла-коляски, очень удобен поднос для мытья головы в раковине, передвижной стульчак на колесиках, велокресло для душа, кроватное подъемное устройство "веревочная лестница".

Для решения вопросов адаптации жилых помещений к потребностям инвалидов специалист-реабилитолог посещает дома пациентов и дает рекомендации по перепланировке жилых и санитарно-гигиенических помещений, использованию поручней, пандусов и т.п.

Социально-средовая ориентация – это коррекция когнитивного, социокультурного, духовного компонентов деятельности индивида.

Для реализации этих задач в Центре реабилитации молодых инвалидов используются следующие методы.

1. Психокоррекционная работа. Большая роль в этой деятельности отводится психологу. В частности, для получения навыков общения психолог Центра реабилитации молодых инвалидов разработал социально-психологический коммуникативный тренинг, цель которого – повышение компетентности в общении, приобретение знаний, формирование умений, навыков общения, развитие установок, определяющих поведение в общении. Кроме того, разработана программа психокоррекционных упражнений, направленных на снижение уровня рассогласования в мотивационно-личностной сфере инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

2. Метод арттерапии (терапии искусством). Пациенты воплощают в художественном творчестве свои чувства, надежды, страхи, сомнения, конфликты и ожидания. Под руководством педагогов и психолога пациенты центра рисуют карандашами, лепят, вышивают, конструируют и мастерят кукол из различных материалов. Реабилитация творчеством достаточно эффективна потому, что предоставляет инвалиду возможность приобрести опыт собственной художественной деятельности. В Центре реабилитации молодых инвалидов работают педагоги дополнительного образования, которые занимаются преподаванием изобразительного искусства и прикладного народного творчества, которые считают, что основой воспитания и образования является красота природы, человека и человеческой мысли, красота отношений, красота созданных трудом человека предметов. В основе занятий – метод тематических заданий, когда пациенты знакомятся с народным искусством, а затем сами выполняют задания в материале: дереве, ткани, бумагопластике и т.д. Педагоги владеют методикой художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых проблемных ситуаций, индивидуальный подход к инвалиду, учитывающий нарушение опорно-двигательного аппарата и состояние здоровья пациента, методикой обучения, развивающей самостоятельность и инициативу. Одним из средств терапии можно считать театральную студию, созданную при Центре. Уроки театра не ставят цели подготовить актера, задача – заставить человека раскрепоститься, почувствовать радость от деятельности.

3. Досуговая деятельность. В рамках этого направления проводятся вечера встреч, отдыха и общения, дискотеки, тематические просмотры видеофильмов, выпускается информационный материал для инвалидов и т.п.

В настоящее время Центр реабилитации молодых инвалидов работает в режиме дневного стационара и ежедневно может обслужить 25–30 человек.

Центр работает преимущественно с детьми и взрослыми инвалидами в возрастном интервале от 4–5 до 50 лет, иногда, если это интересно и важно с точки зрения реабилитации, – и с людьми старшего возраста.

На реабилитацию принимаются инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата в результате невралгических, травматологических, ревматологических заболеваний.

Центр обслуживает инвалидов бесплатно. Противопоказания для пребывания в нем – острые и подострые стадии основного заболевания; острые интеркуррентные заболевания; хронические заболевания в стадии обострения, или декомпенсации; любые психические заболевания со склонностью к обострениям; злокачественные новообразования; кахексия; обширные трофические язвы и пролежни; гнойно-некротические заболевания; острые инфекционные и венерические заболевания окончания сроков изоляции.

Инвалид поступает в Центр реабилитации молодых инвалидов, имея при себе медико-социальную документацию (медицинскую карту, заключение МСЭ, карту индивидуальной программы реабилитации). В течение одного-двух дней проводится медико-социальная оценка нарушений жизнедеятельности пациента, формируются цели и задачи реабилитации и индивидуальная программа. Оценка производится посредством проведения интервью с пациентом, специальных тестов, выявляющих способность к той или иной деятельности, наблюдения за поведением пациента, изучения его социального окружения. По результатам оценки формируется индивидуальная программа реабилитации инвалида. Данные заносятся в специальные реабилитационные карты, которые включают в себя результаты оценки жизнедеятельности, программу реабилитации, план реабилитационных мероприятий, количественный контроль качества реабилитационного процесса по всем направлениям с помощью контрольной оценки. Программа реабилитации в Центре включает в себя обязательное активное участие пациента в процессе. С помощью специалистов- реабилитологов пациенты формируют свои цели и оценивают их достижение.

Продолжительность пребывания в Центре реабилитации молодых инвалидов индивидуальна для каждого пациента и зависит от тяжести поражения, эффективности реабилитации, желаний пациента.

Один раз в неделю в Центре проводятся заседания медико-социальной комиссии с участием представителей служб медико-социальной реабилитации и социальной работы, на которых обсуждаются и корректируются программы реабилитации инвалидов.