Социальное наследование

Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и та). Понятие "социальное наследование" ввел в научный оборот известный российский генетик М. П. Дубинин.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением советской педагогики долгое время было утверждение о том, что эти качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории "врожденного зла"? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, – яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И. П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить с большой осторожностью. Тем не менее в последнее время все более определенную, хотя и осторожную позицию о генной обусловленности социального поведения заняли и отечественные специалисты. Академики П. К. Анохин, Н. М. Амосов и другие видные ученые открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно веское доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попытки – благо или зло, к чему они могут привести, сейчас трудно предположить.

Ломброзо прав?

Почему одни люди совершают преступления, а другие нет? Этот вопрос давно волнует человечество. Еще в 1870-х гг. врач одной из итальянских тюрем Чезаре Ломброзо на основе своих изысканий заявил, что преступниками не становятся, а рождаются. Неблагоприятная наследственность – вот основная причина преступного поведения. Прирожденного преступника легко отличить от остальных людей уже по внешнему виду. У него сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, огромные челюсти, высокие скулы, приросшие мочки ушей и т.п. Люди с преступными наклонностями не чувствительны к боли, у них чрезвычайно острое зрение, они ленивы, склонны к оргиям, их неодолимо влечет к совершению зла ради самого зла. Им присуще желание не только лишить жизни свою жертву, но и изуродовать труп, терзать тело жертвы, упиться ее кровью.

Ломброзо разработал детальную таблицу признаков "врожденного преступника", которую настоятельно советовал использовать. Путем обследований и измерений физических особенностей подозреваемых решается вопрос – с прирожденным преступником или нет, столкнулось правосудие. Прирожденного преступника следует "измерить, взвесить и повесить", остальных можно перевоспитывать.

Отношение к данной теории неоднозначное. Пылкие последователи Ломброзо развивают и достраивают учение, так как совершенно уверены в его правильности. Оппоненты осторожны и не склонны поддаваться эмоциям. Безусловно, как утверждают они, какая-то связь между внутренним миром человека и его наружным обликом есть, но не все так просто.

Основой теории Ломброзо стало положение о том, что в сфере социальной жизни, как и в природе, действует принцип "выживания наиболее приспособленных". Если этот принцип верен, значит, общество бессильно искоренить преступность. Оно не в состоянии повлиять на генную наследственность преступника и изменить его поведение.

Успехи генной инженерии уже позволяют исправлять некоторые нарушения в генной программе человека, но дойдет ли дело до реконструкции "генов преступности", пока никому не известно.