Социально-психологический тренинг как один из компонентов организационного развития

Трудно сказать, когда именно возникла идея искусственного создания различных ситуаций межличностного взаимодействия, в которых моделировались бы те или иные стороны такого взаимодействия с целью выработки у участников позитивных способов реагирования на имеющиеся трудности. Истоки подобного подхода можно обнаружить в практике групповой психотерапии, проводившейся на Западе с начала 1930-х гг., а также в более поздних работах К. Левина по групповой динамике, направленных на практическое использование различных типов взаимодействия между индивидами.

Считается, что социально-психологический (или лабораторный) тренинг в более современной форме начался в 1947 г. с работ Л. Брадфорда, Р. Липпитта и К. Бене. Он был сосредоточен на чувствах и отношениях участников и оказался более действенным образовательным средством, чем лекционный метод. Такой подход получил название тренинга "сенситивности" (восприимчивости) и получил широкое распространение сначала на Западе, а с 1980-х гг. и у нас.

Цель тренинга заключается в совершенствовании членами группы "восприятия других людей, осознания своих собственных чувств и чувств других людей"[1]. Отечественный теоретик и успешный практик Е. В. Сидоренко определяет понятие "тренинг" как "обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме"[2]. При этом, как показывает опыт, изменяется отношение каждого из участников к самому себе, другим участникам тренинга и группе в целом, т.е. люди становятся более внимательными, толерантными и больше доверяют друг другу. Возрастает также межличностная компетентность участников – их умения устанавливать друг с другом отношения, способствующие продуктивности и удовлетворенности. Таким образом, тренинг с полным основанием может рассматриваться как одно из средств психологического воздействия на людей, приводящее (в благоприятных случаях) к развитию знаний и социальных умений в области межличностного общения.

Социально-психологический тренинг (точнее тренинг восприимчивости) используется для решения различных задач, но одна из главных – это организационное развитие. Оно осуществляется посредством направленного совершенствования взаимоотношений или психологической подготовки групп в целом, а не отдельных индивидов. Можно согласиться с Е. В. Сидоренко, называющей подобный тренинг передачей опыта психологического взаимодействия с другими людьми.

Группы при этом насчитывают в своем составе от 10 до 15 человек, во главе которых находится профессиональный тренер. Такие группы комплектуются различным образом в зависимости от задач тренинга. В них могут входить люди из различных организационных подразделений, которые, вероятно, даже не знакомы друг с другом. В других случаях (особенно когда задачей тренинга является формирование команды) группы составляются из сотрудников одного и того же подразделения. Групповые занятия проводятся ежедневно в течение одной или двух недель в отдельном помещении. Нередко считается целесообразным проводить тренинг вне местоположения данной организации, например за городом, с отрывом от привычной трудовой и домашней среды.

Важной чертой социально-психологического тренинга является атмосфера откровенности, позволяющая участникам проявлять свои взгляды, идеи, установки и обсуждать их, взаимодействуя друг с другом. Роль профессионального тренера заключается в том, чтобы облегчить межличностные контакты в группе, способствовать включению людей в общие действия.

Если в итоге участники тренинга станут лучше осознавать, как другие люди воспринимают их, это может привести не только к более реалистичному самовосприятию, но и к повышению уровня групповой сплоченности и к сокращению числа деструктивных межличностных конфликтов. В большинстве работ отмечается, что конечным результатом тренинга является более успешная интеграция отдельного работника в организацию.

Вопрос об эффективности социально-психологического тренинга неизменно поднимается и его сторонниками, и его критиками. Исследования говорят о том, что он может изменить индивидуальное поведение, но специфические характеристики этой трансформации недостаточно ясны. Многие позитивные стороны участия членов организации в тренинге отмечались выше. Однако имеющие данные свидетельствуют и о том, что группы тренинга могут вызывать и негативные психологические эффекты, правда, у меньшинства участников. Процесс определенного самораскрытия своей личности порой имеет травматический характер для некоторых людей[3]. Хотя установлено, что участие в группах тренинга изменяет поведение людей, в научной литературе ведутся споры о том, насколько прочными являются эти изменения и сохранятся ли они, когда человек опять приступит к своей работе. Тем не менее на сегодняшний день во многих странах имеется немалое количество профессиональных тренеров, деятельность которых востребована исходя из потребностей различных организаций.

Уже в течение нескольких десятков лет у нас в России социально-психологический тренинг используется, например, при повышении уровня квалификации руководителей различных управленческих рангов. В процессе групповых занятий они учатся адекватному пониманию многообразных ситуаций делового общения, возникающих в хозяйственной практике, умению находить оптимальные способы действия в данных ситуациях. Как установить контакт с работником, понять его психическое состояние, убедить его в необходимости тех или иных действий, аргументировать свою позицию – этому и еще многому другому, что связано с межличностным взаимодействием, обучаются руководители посредством социально-психологического тренинга.