Социально-психологические компетенции лидера

Итак, к основным социально-психологическим компетенциям лидера относятся следующие.

• Способность (и навыки) оказывать воздействие и влияние в межличностном, групповом, межгрупповом взаимодействии.

• Способность (и навыки) устанавливать партнерские отношения и партнерское взаимодействие, в том числе с потенциально "трудными" контрагентами.

• Навыки социальной фасилитации (ускорение и интенсификация социальных процессов и повышение скорости и продуктивности деятельности группы и отдельных ее членов).

• Навыки прогнозирования и отслеживания траектории группового развития, знание и навыки практического применения базовых техник командообразования.

• Широкий ролевой репертуар в сочетании с ролевой гибкостью, позволяющий, в частности, оперативно переходить от роли ведущего к роли ведомого и обратно и эффективно действовать в обеих ролях.

• Знания и навыки эффективного применения прикладной конфликтологии.

• Навыки эффективного ведения переговоров.

• Навыки "чтения" партнера по взаимодействию, выявления его подлинных мотивов и намерений по совокупности вербальных и невербальных сигналов.

• Знания и навыки практического применения групповых методов решения проблем, структурирования и организации групповой деятельности в целом.

• Навыки развития творческих способностей сотрудников, плюрализма, профилактики огруппления мышления.

• Навыки формирования и развития продуктивной корпоративной культуры.

• Навыки создания эффективных систем наставничества и внутрикорпоративного обучения.

• Знания и навыки практического применения теоретических подходов, связанных с развитием человеческого и социального капитала, повышения уровня доверия и установления отношений социального партнерства в организации.

Как уже отмечалось выше, функциональные компетенции позволяют очертить круг предметных задач деятельности лидера, а качество их решения дает возможность обоснованно судить об эффективности лидерства в целом.

В свою очередь совокупность психолого-акмеологических и социально-психологических компетенций характеризует лидерский потенцией, иными словами, степень готовности конкретного индивида к реализации функциональных компетенций. Здесь возникает закономерный вопрос о способах диагностики сформированность той или иной компетенции. Заметим, что применительно практически к каждой из них в арсенале современной психологии имеется целый ряд валидизированных методик, позволяющих сделать обоснованные диагностические и прогностические выводы. Однако совершенно очевидно, что попытка решать такого рода задачу "в лоб" хотя бы в "минимальной" логике одна компетенция — одна методика неизбежно влечет за собой формирование гигантской тестовой батареи, совершенно не реализуемой на практике. Одним из наиболее перспективных вариантов решения данной проблемы представляется целенаправленное использование психосоциального подхода к проблеме лидерства. Если обратиться к приведенному в гл. 3 "раскладу", характеризующему типичные проявления результатов раннего психосоциального развития в контексте социального функционирования и взаимодействия, то становится очевидно, что он охватывает в содержательном аспекте большинство из перечисленных компетенций. К этому стоит добавить, что в рамках психосоциального подхода разработана и верифицирована компактная диагностическая методика "Дифференциал психосоциального развития" — позволяющая выявить результаты разрешения базисных кризисов на пяти первых стадиях эпигенетического цикла (см. Приложение). Результаты такой диагностики в сочетании с использованием упомянутого "расклада" в качестве интерпретационного ключа позволяют достаточно объективно оценить лидерский потенциал личности. Понятно, что в зависимости от конкретных задач полученная таким образом общая картина может быть дополнена за счет использования дополнительного методического инструментария углубленного исследования по тем позициям компетентностного подхода, которые выделяются как особо приоритетные в каждом конкретном случае.

И еще па одной, стоящей особняком и постоянно находящейся, что называется, "на слуху", проблеме, связанной с реализацией лидерского потенциала, нельзя не остановиться. Речь пойдет об имидже лидера.