Социально-психологическая характеристика процессов социального контроля, управления и воздействия на отношения и поведение людей в обществе

Взаимодействие, общение и взаимоотношения между людьми реализуются посредством поведения в обществе, которое осуществляет контроль над управлением и влиянием одних индивидов (и их групп) на другие, естественные для их взаимного существования. Общество также обязано регулировать конфликты и поведение людей в определенных обстоятельствах. По этой причине каждый человек должен разбираться в подобного рода проблемах, которые психологическая наука по-своему понимает и интерпретирует.

Социальный контроль – это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение живущих в нем людей.

Социальный контроль сводится к функционированию и проявлению:

– социальных ожиданий, представляющих собой прямые или косвенные требования окружающих по отношению к данным людям (многие ожидания окружающих определяются теми функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, положения в обществе и социальной роли);

– социальных норм, т.е. неких образцов, предписывающих, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях (чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны должного поведения с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп);

– социальных санкций, состоящих в применении мер воздействия как важнейшего средства социального контроля, при помощи которых поведение индивида (людей) приводится к норме социальной группы (общества).

Если человек (его действия и поступки) не соответствует ожиданиям общества, явно нарушает социальные нормы, не выполняет наложенные на него санкции, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) все это соблюдать. В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых члены группы или общества стремятся привести поведение человека к норме. В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается вид наказания. В то же время, если человек соответствует нормам данной группы, то его поведение будет поощряться всевозможными способами.

Существуют определенные формы социального контроля, представляющие собой многообразные способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными процессами в больших и малых социальных группах. К таким формам относятся закон, мораль, совесть, табу, традиции и обычаи.

Закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются сю.

Мораль – устои жизни и деятельности людей, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе. Мораль регулирует неформальные отношения в социуме и часто противопоставляется закону как регулятору формальных отношений. Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего.

Совесть – это нравственное сознание, чутье или чувство в человеке, определяющее внутреннее осознание людьми добра и зла.

Табу – система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

Традиции и обычаи – привычные для большинства людей способы поведения, распространенные в данном обществе.

Наряду с социальным контролем психологическая наука рассматривает управленческие проблемы, возникающие в обществе. Процессы управления имеют место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Эффективное управление общественными процессами, их правильное регулирование предполагает всестороннее научное изучение их причинно-следственных связей, механизмов функционирования и последующее воздействие на их субъектов и объективные условия, в которых они развиваются.

Современное управление призвано продуктивно воздействовать в гуманистических целях на материальную и духовную сферы общественной жизни в масштабах государства, региона, социальной группы. Добиться этого, опираясь только на знания технологических, экономических и организационных законов общественной жизни, невозможно. Следует использовать также законы, относящиеся к функционированию социальной структуры на всех уровнях общественной жизни, происходящие на них идеологические процессы, образования правового и нравственного порядка. Особое место при этом принадлежит познанию и использованию в управлении социально-психологических закономерностей.

Управление – комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья (людей) с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.

Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динамических системах управления (социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др.) и основано на получении, обработке и передаче информации.

Научная организация управления требует применения исследователем и руководителем системного анализа ситуации, построения (в виде умственных представлений или материализованных схем, планов) модели управляемого объекта и его возможных изменений, моделирования процессов профессиональной деятельности (построение профессиограмм) и поведения личности (психограмм людей).

Управление, осуществляемое в социальных структурах, имеет специфические особенности, выражающиеся в использовании гибкости человеческого ума, разнообразных знаний людей, своеобразия их памяти и волевых качеств, специфики межличностных отношений.

Цель управления – заранее обозначенное, запрограммированное состояние системы, достижение которого в процессе управления позволяет решить нужную проблему. Процесс целеполагании является определяющим условием эффективности управленческой деятельности руководителей и руководящих структур. Наличие и ОГЛАВЛЕНИЕ цели детерминируют существование системы управления, которая именно для достижения определенных целей функционально организуется (самоорганизуется). Отсутствие общей цели или препятствует формированию системы управления, или последняя какое-то время функционирует вхолостую, побуждаемая какими-либо неадекватными задачами.

Задачи управления – это постановка конкретных вопросов, подлежащих решению и последовательно приводящих к достижению основной цели управления.

Управление всегда осуществляется в определенных системах. В социальной системе управления, включающей в себя субъект и объект управления, цель управления, проявление управленческих функций, принципов и отношений, присутствуют "субъект-субъектные" ("человек-человек") отношения.

Субъект управления представляет собой структурно обозначенные объединения людей и руководителей, наделенных управленческими полномочиями и осуществляющих управленческую деятельность. Объект управления включает отдельных людей или их группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.

Функции управления обеспечивают реализацию ряда конкретных направлений управленческой деятельности и подразделяются:

– на целевые, назначение которых состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать отрасль, регион, учреждения и т.д.;

организационные, предназначенные для использования оптимальных методов объединения специалистов, сотрудников для реализации целей существования системы управления, обеспечения жизнедеятельности всех ее подструктур;

материально-технического обеспечения, когда руководитель определяет действительные потребности системы и ее подсистем в материальных ресурсах;

экономико-финансовые, позволяющие руководителю своевременно определять реальную стоимость продукта (услуги) для его организации при осуществлении поставленной задачи и понесенные ею затраты по жизнеобеспечению своих подразделений;

учета и контроля, которые состоят в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, т.е. количественной обработке, регистрации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о количественном наличии финансов и материальных ресурсов;

социальные, направленные на то, чтобы способствовать эффективному разрешению возникающих в обществе противоречий, которые обусловлены такими социальными явлениями, как разнородность труда и его оплата, социальное неравенство людей, наличие граждан, утративших способность к производственному труду и требующих социальной защиты;

мотивации, обеспечивающие добросовестное выполнение подчиненными их обязанностей.

Психологическая наука придает большое значение принципам управления, представляющим собой основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий. К наиболее общим принципам относятся:

социальная направленность, которая отражает необходимость для органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социальнопрофессиональных групп;

законность, состоящая в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируется нормами права, а все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) опираются на требования закона;

объективность, требующая знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов;

системность, предполагающая, что субъект управления при выборе способов, методов, форм воздействия на объект должен учитывать все изменения, осуществляющиеся в окружении, в пределах которого функционирует и развивается данная система управления;

комплексность, заключающаяся в необходимости учета в каждом сложном акте управления всех его аспектов: технологических, экономических, социальных, идеологических, психологических, организационных, политических;

гласность, обеспечивающая доступность обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения и включающая в себя правдивую, своевременную и широкую информацию о действительном положении дел в организации;

соединение единоначалия и коллегиальности, отражающее в процессе управления взаимодействие двух форм проявления властных полномочий – единоначалие прямо связано с персональной ответственностью руководителя за результаты принятых решений, а коллегиальность выступает как фактор коллективной разработки проектов решений и тем самым повышает степень их обоснованности.

И, наконец, психология уделяет особое внимание управленческим отношениям, когда в процессе осуществления функций управления и соблюдения его основных принципов люди (члены определенной группы, сотрудники той или иной организации) вступают в определенные контакты и связи, в ходе которых удовлетворяются как общие, так и особые интересы каждого человека. Без этого невозможно гармоничное развитие и самого общества, и людей, его составляющих.

В ходе взаимодействия, общения, взаимоотношений и управления всегда имеет место психологическое воздействие, представляющее собой социально-психологическую активность одних людей, осуществляемую в различных формах и различными средствами и направленную на других людей (их группы) с целью преобразования или изменения психологических характеристик личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредующих их деятельность и поведение.

Различают несколько видов психологического воздействия. Перечислим и кратко охарактеризуем их.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) представляет собой воздействие словом, информацией. Данный вид ставит своей основной целью формирование у людей определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно вызывая у них положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовидные реакции.

Психогенное воздействие является следствием:

– физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности (например, человек получает травму головного мозга, в результате которой теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п.; субъект подвергается воздействию таких факторов, как звук, освещение, температура и другие, которые через определенные физиологические реакции изменяют состояние его психики);

– шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.д.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику и т.п.; чем менее подготовлен человек к психотравмирующим воздействиям окружающей действительности и ее физических влияний, тем более резко выражены его психические травмы, получившие название психогенных потерь.

Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие – это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

Нейролингвистическое воздействие (нейролингвистическое программирование) – вид психологического воздействия, изменяющий мотивации людей за счет внесения в их сознание специальных лингвистических программ. Можно составлять тексты сообщений в средствах массовой информации таким образом и в такой форме (содержании), что они вызывают определенные реакции психики и поведения людей.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие – это влияние на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

Психотропное воздействие – это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

В современной психологии выделяют определенные методы психологического воздействия, среди которых ведущее место занимают следующие.

Убеждение – это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей.

Внушение – воздействие на сознание личности или группы людей, основанное на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

Гипноз – бессознательное восприятие информации в процессе спа.

В качестве содержания психологического воздействия всегда выступает влияние одних людей на других. Различают несколько видов такого влияния.

Индивидуально-специфическое влияние лица, осуществляющего психологическое воздействие, заключается в передаче (или навязывании) людям еще не освоенных ими образцов личностной и другой активности, в которых выражаются индивидуально-психологические характеристики человека (доброта, общительность или, наоборот, недоброжелательность, эгоизм и т.п.).

Функционально-ролевое влияние субъекта психологического воздействия – форма осуществления человеком своих функций и взаимодействия с другими людьми, выражающаяся в навязывании последним социальных ценностей и поступков, способов возможного поведения, задаваемых теми целями, которые он преследует, и определяемыми той ролью, которую он играет (или исполняет).

Направленное влияние – это такое влияние субъекта психологического воздействия, которое ориентировано на определенных людей или конкретные их личностные качества и социально-психологические особенности.

Ненаправленное влияние – влияние, не нацеленное на определенный объект.

Прямое влияние – это непосредственное влияние самого субъекта психологического воздействия или его личностных качеств на других людей.

Косвенное влияние – воздействие, направленное не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду.

Влияние реализуется через такие формы психологического воздействия, как пример, поощрение, принуждение.

Пример представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение людей системой положительных образов, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством социального саморазвития.

Поощрение – внешне активное стимулирование, побуждение человека к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Принуждение – это применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.