Социально-политические и утопические концепции Возрождения

Для эпохи позднего Возрождения был характерен возросший интерес к социально-политическим проблемам, включая проблему государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов. В истории социально-политической мысли этого периода выделяют следующие направления:

• политическая философия;

• социальные утопии.

Политическая философия

Идеологическое господство религии и церкви в период Средневековья обусловило то обстоятельство, что социально-политические идеи, концепции власти и государства рассматривались в координатах христианского мировоззрения. В трудах религиозных философов и богословов излагались представления о том, каким должно быть устройство общества, каким должно быть государство, какими должны быть отношения между властью и народом, но не исследовалось реальное состояние общества и государства. В западной средневековой философии утверждался приоритет церкви по отношению ко всем проблемам общественной жизни. Католическая церковь во главе с римским папой притязала на решающее участие в политической власти; эти притязания обосновывались теократическими теориями.

Одним из первых теоретиков новой социально-политической мысли был итальянец Никколо Макиавелли (1469– 1527), хорошо знавший внутренние механизмы функционирования власти. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни.

Он считал, что природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.

Из всех работ Макиавелли наибольшую известность получил трактат "Государь", в котором процессы борьбы за власть и процессы функционирования государства рассматривались не с точки зрения долженствования, а с точки зрения внутренних механизмов.

В противоположность католическим богословам, стремившимся подчинить учение о праве и государстве христианской этике, Макиавелли отделял политику от морали. В политике, считал Макиавелли, действуют особые правила, не тождественные нормам нравственности. В ней можно все при условии достижения конечного результата. Он писал, что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства. В борьбе за власть допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства.

При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами. Правитель должен формировать свой образ (политический имидж) и казаться щедрым, благородным и честным: "Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие"[1]. Но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.