СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕСТАРЕЛЫХ

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, – рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд 100 млн человек. По сравнение с 1950 г. их численность возрастет более чем в пять раз, тогда как население планеты увеличится только в три раза. В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым – в возрасте от 75 до 89 лет, к долгожителям – люди в возрасте 90 лет и старше. Главные причины старения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.

Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, наиболее распространены:

1) теория разьединения (Э. Камминг, У. Генри). Старение представляется как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Ее называют также "теорией освобождения", потому что старение якобы "освобождает" пожилого человека- пенсионера от всех обязательств перед обществом;

2) теория активности, альтернативная теории разьединения. Предполагается, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества;

3) теория субкультуры (А. Роуз). Согласно данной теории культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, создает особую близость между ними и в то же время обособливает их от других возрастных когорт. По мнению ее автора, у пожилых особая культура, отличная от культуры всех других возрастных групп. В практическом плане автор предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров;

4) теория возрастной стратификации, которая предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделяя людей на группы по их образу жизни и материальному положению.

В социальном плане пожилой возраст характеризуется:

а) изменением ролевых функций в обществе (уход па пенсию);

б) изменением ролевых функций в семье (смена руководящей функции главы семьи на функцию обслуживания).

Пожилые и старьте люди не составляют монолитной группы. Они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизне- и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Характер проблем пожилых людей и соответственно специфика взаимодействия с клиентом пожилого возраста во многом зависят от двух важнейших факторов:

– периода пенсионного возраста;

– тина приспособления личности к старости.

В научной литературе довольно широко поддерживается классификация, предложенная Д. В. Бромлей (цит. по Б. Г. Ананьеву), в которой выделено пять типов приспособления личности к старости:

1. Конструктивное отношение к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Они не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они нс проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы, благодаря положительному жизненному балансу с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этих людей довольно высока.

2. Зависимое отношение. Его проявляет человек, подчиненный кому-либо, зависимый от своего супружеского партнера или ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда дает ему ощущение безопасности.

3. Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, определенная прямолинейность в поступках и привычках, стремление к самообеспеченности и неохотное принятие помощи от других. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Защитным механизмом против страха смерти и обездоленности является их активность "через силу". Такие люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4. Отношение враждебности к окружающим. Жизненный путь таких людей, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами. Люди с подобным отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Из-за недоверия они замыкаются в себе, избегают контактов с людьми. Они склонны к острым реакциям страха, не воспринимают старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил, сочетающейся с сильным страхом смерти. Часто такие люди враждебно относятся к молодым, а иногда и ко всему новому миру.

5. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, бунтуют против собственной старости. Неудовлетворенность в жизни является причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединяемой с чувством одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется как избавление от страданий.

И. С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости:

• первый тип – активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д., живут полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности;

• второй тип характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени, – самообразованием, отдыхом, развлечениями и др. Для пожилых людей данного типа характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но их энергия направлена главным образом на себя;

• третий тип преимущественно составляют женщины, они находят главное приложение своих сил в семье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако психологи отмечают, что удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух;

• четвертый тип – люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. В то же время у них обнаруживаются (чаще у мужчин) склонность к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Сущность социально-педагогической помощи лицами пожилого возраста – их социальная реабилитация, т.е. комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение данной группы населения к полнокровной жизни в обществе. Главное для социального педагога – превращение пожилого человека из объекта (клиента) взаимодействия в субъекта.