Социально-педагогический процесс в педагогической науке

В социальной педагогике центральным является понятие "социально-педагогический процесс". Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются социальной педагогикой, а с другой – выражает их сущность. Анализ понятия "социально-педагогический процесс" выявляет существенные черты образования как социально-педагогического явления в отличие от других родственных ему явлений.

Социально-педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства социального обучения и социального воспитания в условиях конкретного социума. Сущностной характеристикой социально-педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность и относительная зависимость от социальной среды. В силу того, что социально-педагогический процесс осуществляется с целью решения проблем социализации, в его содержании отражается специфика этого явления. Социализация может носить непосредственный (менее осмысленный, более неуправляемый) и опосредованный (осмысленный, более управляемый) характер.

Социально-педагогический процесс можно рассматривать в двух аспектах: управляемый (опосредованное воздействие) и неуправляемый (непосредственное воздействие).

Социально-педагогический процесс как управляемый, или организованный, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (воспитанников) в социуме (социальное взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств социального обучения и воспитания (социально-педагогических средств) в целях решения задач социального образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Социально-педагогический процесс как неуправляемое, или слабоосознанное явление, по мнению М. В. Крупениной, это не только влияние одного человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность, поэтому педагогика должна изучать среду, вносить "организованный педагогический процесс" в неорганизованный быт. Он может рассматриваться как стихийное, слабо осознанное восприятие (воздействие) образовательных возможностей социума на личность посредством совокупности известных факторов социализации. Эта разновидность социально-педагогического процесса может привести к непредсказуемым последствиям влияния среды на человека, равно как и обратного воздействия.

Любой процесс есть последовательная смена взаимодействий человека и среды. Именно поэтому социальное взаимодействие составляет сущностную характеристику социально-педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучающихся (воспитанников) в условиях конкретного социума, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Традиционный подход отождествляет социально-педагогический процесс с деятельностью педагога, воспитателя, социально-педагогической деятельностью – особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей социального образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и социального опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-субъектные отношения в социально-педагогическом процессе.

Признавая обучающегося (воспитанника) субъектом социально-педагогического процесса, социальная педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

Социально-педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с ОГЛАВЛЕНИЕм и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента социально-педагогического процесса: ОГЛАВЛЕНИЕ социального образования и социальные средства образования (материально-технические и педагогические возможности социума).

Социально-педагогический процесс в условиях социума порождает динамическую социально-педагогическую систему, включающую педагогов и обучающихся (воспитанников), ОГЛАВЛЕНИЕ социального образования, формы и средства управления.

Предпосылкой возникновения социально-педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ.

Таким образом, социально-педагогическая система ориентирована на цель. Способами (механизмами) функционирования социально-педагогической системы в социально-педагогическом процессе являются социальное обучение и социальное воспитание в условиях социума. В методологическом плане каждое из этих социально-педагогических явлений может существовать в природе и рассматриваться с трех позиций: в виде системы, в виде деятельности, в виде процесса:

социальное воспитание – эго система социальных взаимодействий в социуме с целью использования его потенциала для разрешения проблем социализации личности;

социальное воспитание – это специальная социально-педагогическая деятельность педагогов и обучающихся (воспитанников) для реализации целей образования в условиях конкретного социума;

социальное воспитание – это специфический процесс качественного преобразования личности под воздействием педагогических возможностей социума с целью развития качеств личности, значимых для ее социализации;

социальное обучение – это система социальных взаимодействий в социуме с целью развития значимых для социализации человека знаний, умений и навыков;

социальное обучение – это специфический процесс усвоения обучающимися научных знаний, форм и способов социализации в условиях конкретного социума;

социальное обучение – это специальная социально-педагогическая деятельность, заключающаяся в передаче и усвоении социального опыта через приобретение знаний, навыков и умений, значимых для социализации личности.

Социальное воспитание и социальное обучение как способы осуществления социально-педагогического процесса характеризуют технологии образования (или социально-педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования.

Социально-педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система взаимодействий педагога с социальной средой и обучающимся (воспитанником), связанных с применением той или иной совокупности методов социального обучения и социального воспитания и осуществляемых с целью разрешения различных социально-педагогических проблем личности: приспособление к новой социальной среде; преобразование возможностей социума в конкретную помощь индивиду; анализ межличностных и внутригрупповых связей и отношений; выбор методов, средств и организационных форм взаимодействия социальных институтов и т.д.

Именно социально-педагогическая проблема является единицей социально-педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.

Социально-педагогическая проблема – это субъективно воспринимаемая индивидом трудность, сложность решения конкретной задачи социализации в определенном социуме или субъективно воспринимаемая трудность, сложность достижения целей социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность представляется как многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной защите, поддержке личностного развития, самореализации на основе активного использования ресурсов и возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем социализации личности или социальной группы.

Социальное обучение и социальное воспитание обусловливают качественную характеристику социального образования – результаты социально-педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования, связанные со стратегиями развития социального образования, ориентированными на перспективу.