СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

За последние десятилетия сфера использования термина "технология" значительно расширилась, выйдя за пределы технических дисциплин. Термин "технология" применяется в самых различных отраслях практической деятельности: в производстве (технология изготовления деталей, механизмов и т.п., технология обработки материалов), в управлении (технология управления, поиска и принятия решений), в математике (технология решения задач на ПЭВМ), в педагогике (технология модульного обучения) и т.д. Во второй половине XX в. происходит активное формирование понятия "социальная технология", под которой понимается разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального взаимодействия.

Применительно к области социальной педагогики, выступающей одним из вариантов социальной деятельности, трактовка термина "технология" зависит от характера понимания самой социальной педагогики. Если рассматривать социальную педагогику как науку, то технология социальной педагогики предстает в качестве способов применения теоретических выводов науки в решении практических задач; если как учебную дисциплину, то как целостное представление об ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации. Если социальная педагогика понимается как особый вид деятельности, то социальнопедагогическая технология предстает как:

– совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения;

– способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.

Социально-педагогическая деятельность просто обязана быть технологичной. В условиях ограниченных социальных ресурсов, огромного количества социальных проблем, противоречивости и многогранности основных объектов социальной педагогики – человека и процесса социализации – социально-педагогическое воздействие и взаимодействие могут быть эффективными лишь при условии последовательных и профессиональных технологических подходов, которые не исключают, а воплощают общую гуманную направленность и гуманитарное ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности.

Социально-педагогические технологии, как и любые другие "классические" технологии, обладают рядом признаков, многие из которых имеют некоторую специфику, обусловленную характером социального пространства (противоречивость социальных объектов, многовекторность их развития и многофакторность бытия; наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социальных объектов и др.). Относительно к социально-педагогическим технологиям такими признаками являются:

1. Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иное обоснование.

2. Системность – обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

3. Экономичность – применение такой технологии позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени.

4. Алгоритмизуемость. В социально-педагогических технологиях крайне ограничена возможность четкого пооперационного детального разделения общего процесса деятельности на составляющие его части, универсального для многих технологий. Там, где основным объектом является человек, просто невозможно разбить технологию па последовательный ряд операций или алгоритмов воздействия на него и взаимодействия с ним.

5. Корректируемость деятельности – возможность постоянной оперативной обратной связи в процессе ее осуществления.

6. Воспроизводимость. Это свойство социально-педагогической технологии напрямую зависит от степени ее алгоритмизуемости. В наибольшей мере воспроизводимы технологии, перенятые социальной педагогикой из других областей деятельности, например технология экспертной оценки.

7. Гарантированность достижения целей. В приложении к технологии социально-педагогической деятельности это свойство весьма относительно и не может быть определено однозначно. Никакой технологический подход не гарантирует 100%-ной эффективности социально-педагогических технологий, так как велико количество воздействующих на результат деятельности факторов, трудно решаемых проблем, которые вновь и вновь воспроизводятся с каждым новым этапом развития общества.