Лекция 36. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ, ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ

В литературе и на практике сложились выражения педагогическая, социально-педагогическая запущенность детей. Они характеризуют определенные категории детей, не получивших необходимого для их возраста и развития воспитание и обучение. Данное явление существенно сказывается на формировании растущего человека и его дальнейшей судьбе. В основе педагогической запущенности лежат многие социально-педагогические проблемы, что требует их специального изучения.

В результате изучения главы 36 студент должен:

знать

• понятие, сущность и основные группы социально-педагогической запущенности детей;

• основные причины формирования социально-педагогической запущенности детей;

• пути предупреждения и преодоления социально-педагогической запущенности детей;

уметь

• определять основные группы социально-педагогической запущенности детей;

• определять пути предупреждения и преодоления социально-педагогической запущенности детей;

владеть

• методами определения основных групп социально-педагогической запущенности детей;

• методами определения путей предупреждения и преодоления социально-педагогической запущенности детей.

Понятие, сущность и основные группы социально-педагогической запущенности детей

При оценке ребенка, характеризующегося трудностями в процессе его развития, обучения и воспитания, применяется понятие "педагогическая (социально-педагогическая) запущенность". Оно используется достаточно широко и далеко не всегда по своему сущностному назначению. В литературе и на практике достаточно часто его употребляют, когда хотят подчеркнуть, что имеют место трудности в воспитании и обучении ребенка или результат развития, воспитания и обучения не соответствует его возрасту. Воспитатель исходит из того, что каждого ребенка в зависимости от его возраста можно оценить по уровню воспитанности – положительно или отрицательно. Факт негативного воспитания ребенка выступает свидетельством его педагогической запущенности.

В чем же основной смысл понятия "педагогическая (социально-педагогическая) запущенность"?

Термин "запущенный" означает находящийся в упадке, запустении. Им обычно подчеркивают тот факт, что к данному месту, явлению не касалась рука (не проявились усилия) человека по его преобразованию (наведению порядка). По отношению к ребенку оно используется для характеристики отсутствия или недостаточности применения в отношении него в процессе его развития, воспитания и обучения целенаправленного учебно-воспитательного воздействия с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

Изложенное позволяет дать следующую характеристику педагогически запущенного ребенка – это ребенок, который не получил (недостаточно получил) соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, а также других воспитателей. Такая запущенность обусловлена прежде всего отсутствием (недостатками) воспитательно-образовательной работы с ребенком, следствием которых является социальная несформированность (недостаточная сформированность) личности, ее отдельных сторон как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями являются: недостаточное развитие; невоспитанность; упущения в развитии и воспитании; непосещение школы (необученность); низкая успеваемость и, как следствие, отсутствие или недостаток запаса знаний; слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов; низкая (недостаточная) активность в обучении, отсутствие необходимых навыков поведения и общения.

Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, воспитанности, образованности (обученности).

Запущенность ребенка в обучении, иногда называют дидактической. Она может проявляться в его отношении и успешности учебы в целом, а также по отдельным предметам (математике, русскому языку, чтению). Этим выражением подчеркивают упущения, проявившиеся в обучении в школе и овладении учебной программой.

В литературе выражение педагогическая запущенность часто используется в отношении детей, имеющих асоциальное (девиантное) и антисоциальное проявление в поведении, общении, поступках. Речь идет о детях, получивших неправильное воспитание, или результат воспитания которых определяется типичными ошибками в воспитательной деятельности в семье или в образовательных учреждениях.

И педагогическая запущенность, и упущения в воспитании, ошибки в воспитательной деятельности способствуют формированию девиантного поведения. Однако их причины и последствия далеко не всегда одинаковы, что свидетельствует о том, что смешивать их не правомерно. Запущенность – это неполучение или упущение (нереализация) целесообразного в воспитании и обучении. Все остальное в образовательно-воспитательной деятельности – это ошибки, обусловленные многочисленными причинами, не соответствие целям воспитания, нравственным нормам, принятым в обществе, что ведет к асоциальному или антисоциальному формированию растущей личности.

Педагогически запущенные дети могут обладать нормальным здоровьем. Однако, вследствие недостаточного воспитания, неподготовленности к обучению, они отстают от сверстников в учебе и другой деятельности. У таких детей нарушена самооценка, не сформированы умения определять социально-значимые цели и планировать их достижение, учиться и контролировать себя.

Например, ребенок по различным причинам не приступил со своими сверстниками к занятиям в школе. Такой факт может иметь место по вине родителей (семья группы риска; маме не до ребенка, или она считает, что ему нечего учиться, пусть смотрит за младшими детьми; по другим причинам) или вследствие болезни ребенка. Когда такой ребенок появляется в классе, то он переросток. У него будут трудности (проблемы) в обучении. Они могут сложиться во взаимоотношениях с одноклассниками, учителем. Но их может и не быть. Такой ребенок педагогически запущен, он нуждается в помощи и поддержки в обучении, но не всегда трудновоспитуем. При отсутствии других отклонений и корректном отношении к нему в процессе обучения, благодаря индивидуальной любознательности и подражательности, он может достаточно быстро адаптироваться в школьной среде, усваивая необходимый опыт поведения. Через определенное время такой ребенок может преодолеть трудности поведения, проявить определенные склонности в обучении.

Другой пример, ребенок не получил необходимого воспитания в семье, его поведение не соответствует тем требованиям, которые характерны для сверстников. Родителям не до него. Они занимаются своими делами, либо образ жизни их далек от ребенка и его воспитания. Такие родители в большинстве своем представляют семьи "группы риска". Детей из них часто называют недостаточно воспитанными (невоспитанными). Такой ребенок требует в работе с ним подходить с позиции упущенных возможностей. Трудности в его воспитании и обучении определяются в необходимости подходить к нему как дитя, значительно моложе его возраста.

В литературе, когда возникает необходимость характеризовать запущенность ребенка в социальном формировании и развитии, встречается понятие "социальная запущенность". Это – характеристика ребенка, не получившего соответствующего его возрасту социального развития, социализации под воздействием негативной социальной среды жизнедеятельности (негативных факторов), следствием чего является несформированность (недостаточная сформированность) у него социальных ценностей, интересов, норм, правил, навыков и умений, а также несоответствие его возрасту усвоенных половозрастных социальных ролей. Она формируется под влиянием упущений (отсутствием или недостаточным вниманием) в воспитании и низкой (или отсутствии) самоактивности ребенка, которые сказываются на его социальном формировании и развитии, приобретении социального опыта, овладении социальными ролями.

Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неусвоенность соответствующих возрасту социальных норм и правил, отсутствие или недостаток социального опыта социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Встречается понятие "социально-педагогическая запутанность" ребенка, которым как бы подчеркивается социальный характер последствий его педагогической запущенности. Это – характеристика ребенка, не получившего соответствующего его возрасту воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, других воспитателей, а также социального развития и социализации под воздействием факторов социальной среды и самоактивности. Концентрированно она выражается в нарушенном образе "Я". Подобные последствия обусловлены социально-педагогическими условиями среды воспитания, сдерживающими или негативно влияющими па позитивное воспитание и социальное развитие ребенка. Такая среда может иметь место в семье (особенно в семье группы риска), доме ребенка, интернатном учреждении, в процессе воспитания ребенка преимущественно улицей, упущениях в обучении ребенка в школе.

Социальные и педагогические аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Невоспитанность и необученность сказывается на социальном развитии, формировании растущего ребенка, его социализацию. Подражая взрослым, сверстникам, участвуя в индивидуальных и групповых играх, они усваивают общесоциальные умения и навыки. Приобретаемый ребенком опыт переносится им на деятельность и общение, помогает приобретать новые социальные навыки. Неполученное социальное развитие и невоспитанность ребенка определяют его неуспешность в деятельности, общении, обучении. Невладение им знаниями социально-этического характера влияют на социальное развитие ребенка, его адаптацию в различных средах, в которых он оказываются в процессе жизнедеятельности в семье, детском саду, школе, среди друзей.

На каждом возрастном этапе имеются свои особенности педагогической запущенности детей, проявляемые в отношениях, ведущей деятельности (игровой, учебной), речи. В целом, она характеризуется:

– несформированностью ребенка как субъекта познания и деятельности;

– необразованностью (необучаемостью) – отсутствием необходимого запаса знаний, слабым владением способами их приобретения, слабым овладением игровой (учебной) деятельностью;

– невоспитанностью – неразвитостью социально значимых для возраста качеств личности, дисгармонией мотивов поведения;

– неразвитостью – несбалансированностью развития психических процессов, дисгармонией личностного развития, низким уровнем развития свойств субъекта.

Социально-педагогическая запущенность проявляется в самом раннем возрасте.

В трехлетием возрасте с развитием самосознания ребенка усваивается правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Изучение особенностей их проявления позволяет определять сформировавшиеся социальные отклонения, свидетельствующие об упущениях в социальном развитии, социализации ребенка.

При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование – симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.

В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть семья и школьные факторы. Семья может: не подготовить ребенка к школе по уровню его развития; не пустить его в школу; отправив в школу, не уделять ему никакого внимания, не помогая ему и не вникая в процесс обучения, проблемы и трудности в учебе, отношения с учителем. В школе ребенок может встретить: неумение строить отношения с ним; непосильность учебных требований; перегрузка учебными заданиями, неумение помочь ему преодолевать трудности в обучении, мотивировать и активизировать самостоятельность в обучении. На формирование дидактической запущенности сказываются также моральная атмосфера в классе, настроенность на учебу, взаимоотношения учеников, отношение к отдельным школьникам.

При наличии неблагоприятной ситуации развития в семье и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств, что существенно сказывается на его социализации. В итоге он не усваивает соответствующие возрасту социальные и нравственные ценности, нормы и правила, формируемый социальный опыт, усвоенные социальные роли, носят деформируемый характер.

Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении социальной среды на более благоприятную, использовании индивидуально-ориентированной методики воспитания и обучения ребенка, а также стимулирование его целенаправленной самоактивности.

Выделяют следующие основные группы социально-педагогической запущенности детей:

– запущенные в социальном развитии;

– запущенные в воспитании (социальном воспитании);

– запущенные в обучении (дидактическая запущенность);

– комплексная запущенность.

Каждая категория детей имеет свои особенности и проявления, обусловленные характером и глубиной их запущенности.

Крайняя форма проявления запущенности – маугли. Этот термин ввел в XVIII в. К. Линней. Ученым известно около 100 звериных приемышей. 3–4-летние малыши, попадавшие в результате трагического стечения обстоятельств (в том числе брошенные родителями) к волкам, овцам, обезьянам, газелям, медведям и даже леопардам, перенимали повадки своих воспитателей. Чаще всего человеческих детенышей "усыновляли" медведи и волки. Никто из маугли не заговорил на языке своих генетических предков. Правда, иные произносили отдельные слова – но лишь для того, чтобы попроситься обратно в мир фауны. Ученым ни разу не удалось адаптировать маугли к нормальной жизни в человеческом обществе. Несмотря на незаурядную физическую силу и выносливость, одичавшие дети, лишившись звериной компании, как правило, вскоре умирали.