Социально-педагогическая реабилитация заключенных

Социально-педагогическая реабилитация строится на основе подробных социальных характеристик:

– уголовно-правовой;

– социально-демографической;

– социально-психологической;

– индивидуально-психологической.

Уголовно-правовая характеристика основывается на уголовно-правовых категориях, таких как вид, характер и степень тяжести совершенного преступления, соучастия, совершение преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, форма вины, вид и размер назначенного наказания, статус в криминальной субкультуре. Эта информация содержится в документах, присылаемых вместе с осужденным в исправительное учреждение.

Социально-демографическая характеристика содержит информацию о социальном статусе, связях и социальных ролях осужденного (пол, возраст, образование, семейное, социальное положение и т.д.).

Социально-психологическая характеристика описывает социально-ролевые функции человека, его статус в семье, в трудовом коллективе. Например, характеристика с места учебы (школа, учреждение профессионального образования) может быть запрошена и использована в реабилитационной работе в целях профориентации, построении жизненных перспектив в рамках индивидуального консультирования.

Индивидуально-психологическая характеристика – это стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

Существуют отличия в личностных характеристиках преступников в сравнении с законопослушными гражданами. Например, преступники оценивают карательную практику как чрезмерно суровую, особенно по тем видам преступления, за которые они сами осуждены. Их отличают плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. Нравственно- правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. Им свойственны нарушения в общении: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение посмотреть на себя со стороны.

Этапы социально-педагогической реабилитации заключенных

ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогической деятельности в местах лишения свободы связано с основными этапами пребывания человека в заключении.

Начальный этап длится примерно от шести месяцев до года. Это прибытие осужденного в исправительное учреждение, прохождение карантинной зоны в течение минимум двух недель, психологическое обследование, первый контакт с другими осужденными. Как правило, именно первый контакт с другими осужденными оказывается наиболее стрессовым и наиболее важным событием, поскольку влияет на всю последующую жизнь осужденного в данном исправительном учреждении и дальнейшую репутацию в криминальном сообществе.

Существующие ритуалы "прописок" требуют от осужденного, особенно впервые попавшего в исправительное учреждение, знания традиций и правил криминальной субкультуры, иногда достаточно специфичной в конкретном исправительном учреждении. Ритуал заключается в том, чтобы адекватно представлениям криминальной субкультуры ответить на вопросы других осужденных, выполнить или не выполнить какие-то действия. От результата прохождения ритуала зависит статус человека в криминальной субкультуре.

В период содержания в карантине проводится психодиагностическая работа по выявлению интеллектуальных, личностных, мотивационных, эмоциональных особенностей осужденного. Индивидуальные консультации с осужденными на начальном этапе ориентируются на формирование у них жизненной перспективы, просоциального образа будущего. Формирование образа будущего заключается в том, что осужденный вместе с социальным педагогом планирует свою жизнь в течение всего срока отбывания наказания, сам для себя определяет цели, мотивы, смыслы, способы своей жизни.

Основной этап отбывания наказания начинается после истечения шести месяцев – одного года с начала отбывания наказания. У осужденного появляется определенный статус и как следствие определенный круг общения, занятий (производство, художественная самодеятельность, спорт, художественное творчество). Включение осужденного в какую-то значимую для него деятельность является реадаптирующим и реабилитирующим фактором. В исправительных учреждениях достаточно часто присутствуют такие виды производства, как техническое обслуживание и ремонт машин, мини-пекарня (продукция поставляется в столовую своего же учреждения), изготовление мелкоштучных металлоизделий (например, значков), мебельная мастерская. Художественное творчество осужденных выражается в картинах, резных деревянных шкатулках, настольных играх (шашки, шахматы, нарды), сувенирах (четки, зеркальца, расчески). Спортивные соревнования (футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, шахматы) проводятся как внутри колонии, так и с привлечением представителей других организаций. Художественная самодеятельность осужденных – это репетиции и выступления на праздниках, участие в группах (хоровых, театральных, музыкальных, поэтических). В исправительных учреждениях имеется библиотека. Некоторые осужденные даже получают заочное дистанционное образование в вузах, хотя подобные случаи достаточно редки.

Важным направлением социально-педагогической работы является организация социального дизайна – создания в рамках реабилитационных центров особой среды, обладающей терапевтическим потенциалом. Реабилитационные и адаптационные факторы включают в себя особое географическое расположение центров, их архитектуру, внутреннюю структуру, комфорт, режим "открытых дверей", демократический стиль выработки решений, высокий уровень взаимодействия между сотрудниками центра и представителями целевой группы, создание системы позитивных ожиданий в рамках системы социальной реабилитации.

Работа по социально-педагогической реабилитации и адаптации преступников, отбывающих наказание, и людей, освобождающихся из мест лишения свободы, в основной период направлена:

а) на блокирование или снятие состояний, провоцирующих рецидив преступлений;

б) коррекцию отрицательных личностных свойств;

в) развитие положительных личностных свойств;

г) развитие социально-психологической компетентности (умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия).

Завершающий этап пенитенциарной практики – подготовка к освобождению из мест лишения свободы. Период перед освобождением характеризуется особой напряженностью внутреннего состояния заключенного. Предстоящее освобождение беспокоит его настолько же сильно, как и когда-то лишение свободы, а возвращение на свободу часто оказывается столь же болезненным для человека, как и лишение ее.

Человек, освобождающийся из мест лишения свободы, попадая в общество, где фактически отсутствовал в течение срока заключения, сталкивается с большим количеством трудностей при попытке включения в полноценную жизнедеятельность общества. Все эти трудности обусловлены тем, что за время изоляции от общества люди утрачивают многие социальные навыки. Находясь в местах лишения свободы, осужденные вследствие детальной регламентации их образа жизни отвыкают обеспечивать себя жильем, питанием, одеждой, в полной мере заботиться о семье, детях, родителях. Большинство вопросов бытового характера решаются администрацией исправительного учреждения. В результате осужденные утрачивают навыки преодоления жизненных трудностей, способность к адаптации в новых социальных условиях в период освобождения. Низкий социальный престиж человека, отбывающего наказание, ослабляет его адаптивные способности к условиям жизни вне исправительного учреждения. Самые простые повседневные ситуации предполагают использование готовых ритуалов, шаблонов (правовых, моральных, социальных, коммуникативных, профессиональных), которые делают поведение людей предсказуемым (социально надежным).

Человек, который существенно нарушает предписанные ритуалы, испытывает социальное давление со стороны партнеров по общению. Он вынужден или освоить весь набор необходимых навыков, или найти такую социальную среду, члены которой принимают используемые им схемы поведения. При освобождении из мест заключения перед человеком встает выбор: либо заново осваивать значительно изменившиеся нормы общества, в которое он вернулся, либо и на свободе продолжать руководствоваться теми нормами, ценностями и правилами, которые были усвоены им в заключении. Последнее фактически означает возвращение в криминальное сообщество, что является одним из факторов рецидивной преступности.

Существуют классы социальных ситуаций, являющихся для осужденного критическими: семейные и личные отношения, посещение общественных мест, социальная справедливость, деловые отношения.

О том, что решать проблему ресоциализации необходимо еще на этапе подготовки к освобождению, говорят также случаи побегов из заключения накануне завершения срока наказания.

Работа по социальной реабилитации осужденных в связи с их освобождением ведется в двух направлениях: 1) в исправительном учреждении, непосредственно в период, предшествующий освобождению; 2) после освобождения из заключения через различные социальные структуры.

1. Социально-педагогическая реабилитация в исправительном учреждении, в период, предшествующий освобождению, предполагает деятельность, направленную:

а) на повышение социальной компетентности. Социальная компетентность предусматривает:

– осведомленность о нормах, принятых в том или ином обществе, ценностях, правилах поведения, об отношениях между людьми и социальными институтами;

– умения и навыки социального взаимодействия (в повседневных ситуациях, в учреждениях, социуме, компетентность в межличностном общении);

– личностную готовность и способность жить в обществе с данными нормами (принятие норм, готовность учитывать новые требования, гибкость в использовании знаний и социальных умений);

б) восстановление самоценности человека. С одной стороны, осужденный уже понес наказание за совершенный им проступок и к моменту завершения срока отбывания наказания социальный статус преступника с человека снимается. С другой стороны, этот же человек в социальном восприятии окружающих еще надолго остается осуждаемым, что делает его социально ущербным;

в) планирование жизни после освобождения. Часто планы на будущее у осужденных строятся довольно расплывчато. Это ведет к тому, что благие пожелания под напором обстоятельств или из-за персональной неготовности человека остаются нереализованными. Социальные педагоги и пенитенциарные психологи на этапе формирования просоциального образа жизни на свободе используют технологии целеполагания, с помощью которых осуществляется планирование индивидуальной, социальной и профессиональной успешности. Например, в рамках социально-педагогической реабилитации организуется психологическое обследование, направленное на выявление личностного и интеллектуального потенциала в целях профориентации бывшего осужденного.

Для достижения указанных целей применяются формы работы, направленные:

1) на просвещение, осведомление, предоставление информации о социально приемлемых способах взаимодействия в обществе, нормах и ценностях поведения и общения, правилах поведения, которых приняты в определенных ситуациях.

Примером может служить Памятка освобождающемуся из мест заключения. Она содержит информацию о службах социальной защиты, куда может обратиться осужденный за помощью в связи с возникшими проблемами. Также в памятке содержатся примеры типичных ситуаций, которые могут встретиться осужденному, отбывшему наказание, и социально одобряемые решения таких ситуаций. Кроме того, памятка может содержать:

– список лекарств, применяемых без рецепта врача при заболеваниях, не требующих серьезного врачебного вмешательства;

– список средних специальных учебных заведений, куда можно пойти на переобучение;

– примерный перечень цен на самые необходимые продукты (молоко, хлеб, масло, колбасу) и т.д.;

2) на обучение умениям применения полученных знаний во взаимодействии с людьми социально одобряемыми в обществе способами (просмотр специально подобранных кино- и видеофильмов с проблемной тематикой с последующим обсуждением; ролевые игры "ребенок пошел в первый класс", "знакомство с девушкой", "выбор подарка на день рождения", "переговоры с работодателем"; деловые игры "создание общественной организации", "строительство дома", "покупка квартиры, машины", "женитьба");

3) на оказание морально-психологической поддержки. Здесь важен совместный со специалистами – социальными педагогами и психологами поиск внутренних ресурсов человека, который обеспечивал бы достаточный уровень мотивации к получению новой информации, обучению новым умениям, необходимым для адаптации к жизни на свободе:

индивидуальное консультирование по проблемам, возникающим в повседневной жизни (затруднения в семье, с детьми, с супругом; проблемы во взаимоотношениях с эротическими партнерами; проблемы взаимоотношении на работе);

тренинговые занятия по проблемам, связанным с самоосознанием, уверенностью, поиском ресурсов для поддержания мотивации к социально одобряемому поведению;

4) на создание положительного образца жизни на свободе. Это тренинг смысложизненных ориентаций человека в рамках культуры, принятой в обществе; замятия, направленные на формирование способности к созданию образа будущего как индивидуального, так и семейного.

Преимущества работы в рамках пенитенциарного учреждения заключаются в том, что нет необходимости тратить усилия на привлечение осужденных к реабилитационному процессу. Все, что связано с освобождением, вызывает у осужденных высокий интерес, поддерживает определенный уровень мотивации к такого рода деятельности. Отсутствуют проблемы, связанные с поиском помещения и времени для проведения реабилитационных мероприятий.

2. Реабилитационная работа с осужденными в учреждениях социальной направленности после освобождения из исправительных учреждений. Цели деятельности остаются те же, что и в исправительных учреждениях. Меняются формы работы социального педагога:

1) работа, направленная на просвещение, проводится в форме групповых встреч, где отбывшие наказание лица, начинающие получать опыт взаимодействия с реальными условиями общества, могут поделиться друг с другом теми знаниями, которые они приобрели в процессе такого взаимодействия;

2) работа, направленная на обучение, проводится в форме групповых встреч, которые выполняют двойную функцию. Осужденные могут не только поделиться полезной информацией, которую они узнали, но также и теми практическими способами успешного решения жизненных задач, которые они приобрели;

3) работа, направленная на оказание морально-психологической поддержки, проводится в форме индивидуальнопсихологического консультирования, направленного на поддержание мотивации бывших осужденных к реализации просоциальных ценностей в повседневной жизни;

4) семейное консультирование для решения проблем, возникающих с брачными партнерами, детьми.

Преимущество данного направления состоит в том, что в связи с отбытием наказания у человека существует возможность применения в жизни получаемых на коррекционных встречах просоциальных знаний и умений, а это способствует их лучшему усвоению. Также существует возможность реабилитационной работы с семьей осужденного, чьи поддержка, движение в одном направлении, работа на достижение одних и тех же целей, понимание особенностей периода в жизни осужденного после освобождения способствуют эффективности реабилитационного процесса.

Затруднения данного направления состоят в том, что существует трудность привлечения бывших осужденных к процессу социально-педагогической реабилитации вне стен исправительных учреждений. Укоренившееся за период отбывания наказания негативное, недоверчивое отношение к государственным служащим не способствует участию осужденных в реабилитационном процессе.