Социально-педагогическая деятельность в системе видов профессиональной деятельности

Социально-педагогическая деятельность, являясь одной из разновидностей социальной деятельности, безусловно, реализует свои цели в тесном взаимодействии с другими видами социальной деятельности, осуществляемой прежде всего на профессиональном уровне. Во взаимодействии проявляется усвоение имеющегося опыта человечества в других видах деятельности: что-то берет социально-педагогическая деятельность для своего развития от других видов деятельности, а что-то предоставляет. В этом заложен смысл научного взаимодействия различных видов человеческой деятельности.

Социально-педагогическая деятельность как интегративная разновидность профессиональной деятельности активно опирается на имеющийся опыт выделения профессий и самой профессиональной деятельности.

Профессия как социальный институт и как профессиональное сообщество – своеобразная самоорганизующаяся социальная система, обеспечивающая накопление, обобщение, систематизацию и передачу профессионального опыта. Этот обобщенный и объективированный (в форме инструкций, правил, алгоритмов деятельности и т.д.) профессиональный опыт выступает, с одной стороны, в качестве потенциала развития профессионального сообщества в целом, с другой – служит "подпиткой" для индивидуального профессионального потенциала его членов. В состав профессии как социального института входят кафедры и вузы, осуществляющие воспроизводство профессионалов соответствующего профиля. Профессии, возникновение которых связано с разделением труда, представляют собой исторически обусловленный социально-педагогический феномен.

Профессиональная деятельность. В литературе словосочетание "профессиональная деятельность" употребляется в двух значениях: 1) понятием "профессиональная деятельность" обозначается трудовая деятельность человека, отличающаяся высокими показателями качества и эффективности; 2) понятием "профессиональная деятельность" обозначается сложная продуктивная деятельность в рамках профессии.

В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в Информационно-поисковой системе "Профессиография", разработанной в Институте профессионально-технического образования Российской академии образования в г. Санкт-Петербурге под руководством психолога Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий но признаку различий их объектных систем:

1) среди профессий типа "человек – природа" можно выделить профессии, предмет труда которых составляют растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес к природе (нс основной) должны иметь психолог, социальный педагог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

При выборе профессии этого типа важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но и предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.

Здесь наблюдается непосредственная связь представителей этого класса профессий с социально-педагогической деятельностью, опирающейся на один из основных принципов – принцип природосообразности. Взаимодействие с представителями этих профессий позволяет специалисту социально-педагогической деятельности лучше понимать законы развития природы, проектировать свою деятельность на проблемы развития человека. В свою очередь, социально-педагогическая деятельность позволяет представителям профессий "человек – природа" активно использовать методы социальной педагогики для влияния на социум, для восстановления и развития его потенциала через природные возможности, ресурсы, а также для использования потенциала социума в решении своих специфических задач;

2) тип "человек – техника" включает профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист но телекоммуникациям и др. Труд работников здесь направлен не только на технику, но и на ведущий предмет профессионального внимания – область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек – техника" можно выделить профессии по добыче, обработке фунтов, горных пород; профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов; профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов и др.

Социально-педагогическая деятельность, взаимодействуя с этой группой профессий, творчески воспринимает и применяет к своей сфере деятельности их технологический потенциал: различные технологические способы, приемы, методы и методики для решения сложных, многоуровневых социальных проблем, возводя их в социально-педагогические технологии. В свою очередь, представители профессии "человек – техника" используют социально-педагогический подход для расширения своих возможностей за счет научного, технического, материального, экономического потенциала социума;

3) в типе "человек – человек" главным, ведущим предметом труда являются люди. К данному типу профессий относятся следующие профессии: врач, учитель, психолог, социальный педагог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; профессии, связанные с информационным обслуживанием; профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами; профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе указанного типа: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей; умение находить общий язык с разными людьми.

Все перечисленные качества крайне необходимы представителям социально-педагогической деятельности для разрешения проблем социализации детей и взрослых, представителей различных наций и религиозных конфессий, различных возрастных, профессиональных сообществ и объединений. Все эти профессии реализуются в социуме, используют в той или иной мере его потенциал для разрешения собственных проблем, а следовательно, реализуют в той или иной мере социально-педагогическую функцию, да и социально-педагогический подход в целом;

4) в типе "человек – знаковые системы" главным, ведущим предметом труда являются условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. К этому типу профессий относятся следующие профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др. Среди профессий типа "человек – знаковые системы" есть профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием; профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения; профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Все эти проблемы имеют место в социально-педагогической деятельности, отличающейся конкретно-абстрактным характером своих задач, необходимостью работы со знаками, цифрами, различными языками, необходимостью программировать мероприятия по развитию или использованию возможностей социума для разрешения проблем социализации детей и взрослых. В свою очередь, социально-педагогическая деятельность предоставляет представителям этих профессий возможность активно использовать социально-педагогический подход в достижении собственных целей деятельности;

5) в типе "человек – художественный образ" главным, ведущим предметом труда являются художественный образ и способы его построения. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек – художественный образ" включают профессии, связанные с изобразительной деятельностью; профессии, связанные с музыкальной деятельностью; профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью; профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек – художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

Субъекты социально-педагогической деятельности активно используют опыт представителей этого класса профессий, прежде всего в реанимационных целях, в целях проектирования различных социальных программ, акций. В реализации целей социально-педагогической деятельности специалисту приходится выполнять множество ролей, постигать мастерство артиста, художника, музыканта, а значит активно использовать их опыт. Представителям этой группы профессий социально-педагогическая деятельность позволяет добиться успеха на основе предоставления широких социальных возможностей для самореализации каждой личности и раскрытия ее потенциала и всеобщего признания.

Изложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим клеточкам, – это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков, но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.

Мы сознательно остановились на взаимосвязи специалистов социальнопедагогической деятельности с различными профессиями и через них обозначили точки соприкосновения, показав тем самым тесную се связь с различными видами профессиональной деятельности и полезность такого взаимодействия.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность, относясь к одной из разновидностей профессиональной деятельности типа "человек – человек", являясь разновидностью педагогической деятельности и имея собственный статус среди профессиональных видов деятельности, активно взаимодействует с другими видами деятельности, такими как "человек – природа", "человек – техника", "человек – художественный образ", "человек – знаковая система".