Социально-ориентированные воспитательные дела

Воспитательные дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, условно называют социально-ориентированными. Название условно, потому что, как известно, цели любого воспитательного дела имеют комплексный характер. Главная цель ВД данного направления – формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, органам государственной власти, правопорядка и т.д.

Важнейшее из стержневых общественно значимых качеств личности – гражданская позиция (гражданственность), которая проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире. В современных условиях первостепенное значение приобретает чувство гражданского долга, с которым неразрывно связано и другое важнейшее социально-нравственное качество личности – дисциплинированность. Оно не случайно оказалось в ряду социально значимых: именно через понятную даже младшим школьникам дисциплину – осознанную необходимость – совершается постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений.

Дисциплинированность проявляется в поступках и действиях человека и отражает сознательное выполнение им общественных норм и правил поведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, потому что является следствием привычки поступать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, который характеризует отношение к гражданским, политическим, нравственным, юридическим правам и обязанностям. Благодаря такому сложившемуся отношению человек находит верную линию поведения в различных ситуациях. Дисциплинированность требует выдержки, твердости, настойчивости, умения сдерживать себя. В своей основе она имеет волевое начало, но включает также и другие нравственные привычки, необходимые для общения: вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутреннюю собранность и организованность. Выработка полезных привычек, развитие воли одновременно дисциплинируют человека, при этом важны не только внешняя собранность, подтянутость, приятные манеры, но и внутренняя убежденность в необходимости избранной линии поведения.

Основной путь выработки сознательной дисциплины – организация воспитательных дел, входящих в систему социальноориентированных БД. Доминирующая цель этих дел – выполнение правил поведения, соблюдение режима, определенного распорядка жизни и деятельности школьников. Для этого в каждом учебном заведении определяются правила поведения, которые отражают, с одной стороны, моральные принципы общества, а с другой – специфику работы данного учебного учреждения. Правила поведения раскрывают смысл дисциплинарных требований и их значение. Так, "Правила для учащихся" и "Правила внутреннего распорядка" в школе обязывают учащихся поддерживать чистоту помещения, аккуратный внешний вид, быть сдержанными, предупредительными, вежливыми по отношению друг к другу и к старшим, добросовестно относиться к своим обязанностям.

Сегодня некоторые положения "Правил для учащихся", действовавшие в советской школе, вошли в противоречие с требованиями жизни. Теперь право вырабатывать собственные правила предоставлено всем учебно-воспитательным заведениям. Однако оказалось, что разработать их непросто, ибо должны быть тщательно учтены не только обязанности, но и права и свободы воспитанников. Последние так долго игнорировались и подавлялись нашей школой, что педагоги испытывают немалые затруднения, пытаясь вернуть школе статус общественного учреждения.

Определенный порядок жизни и деятельности школьников в советские времена было принято называть режимом, но хотелось бы исключить это слово, отдающее духом казармы, исправительного учреждения из педагогического словаря. Для гуманистической школы важен распорядок (или порядок) жизни школьника.

Распорядок – это постоянно текущее воспитательное дело. Выполнение его требований – одно из основных условий эффективного воспитания: распорядок (в том числе и личный) быстро вырабатывает устойчивые привычки. Воспитанники привыкают к правильному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем работы, усваивают гигиенические требования. Соблюдение распорядка не только оказывает положительное влияние на физиологические функции организма, но и играет большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований. В важности распорядка воспитанника должен убеждать личный пример воспитателя, распорядок жизни учебного заведения. При необходимости распорядок (учебно- воспитательного учреждения, школы, личный распорядок дня школьника и т.д.) изменяется. Распорядок должен быть:

• целесообразным, соответствующим условиям, в которых живет воспитанник, его возможностям и способностям;

• точным, обязывающим выполнять все виды деятельности в намеченные сроки;

• конкретным;

• реально выполнимым.

Успех воспитательных дел дисциплинарной направленности определяется рядом общих требований.

1. Каждое новое дело, основываясь на предыдущем, должно продолжать процесс выработки сознательной дисциплины на более высоком уровне, поэтому и сами дела не могут повторяться или механически переноситься из одной школы в другую. Они должны исходить из общих принципов, но быть нестандартными, соответствовать условиям места и времени, потребностям конкретной школы, все время усложняться.

2. Поскольку воспитание происходит в комплексе, то и дела всегда должны выполняться в определенной четко налаженной системе.

3. Если дисциплинированность все время меняется, то педагогам надо научиться видеть, где и когда наступают эти изменения. Нельзя смотреть на дисциплинированность как па чисто количественный, суммарный процесс.

4. Число воспитательных дел никак не определяет их успех. Педагогическое мастерство проявляется в том, чтобы умело направлять воспитательные дела и на определенном этапе содействовать переходу к новому качеству. Это качество должно не просто наращиваться, а приходить в процессе отрицания того прежнего, которое уже устарело, стало ненужным, при сохранении всего лучшего, что было в нем.

Жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает линию наименьшего сопротивления, следования по привычным, накатанным дорогам жизни. Подобная позиция связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды. "Моя хата с краю", "живи, как все", "своя рубашка ближе к телу" – вот нехитрые житейские формулы, выражающие такую позицию.

Но не всякая активность человека равнозначна его активной позиции: социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. В свою очередь, и пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции состоит в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная жизненная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но только тогда, когда они санкционируются сверху и за них не надо бороться, идти на риск, нести ответственность.

Среди социальных факторов, в наибольшей мере влияющих на становление жизненной позиции личности, первое место принадлежит семье. Влияние школы (классных руководителей, учителей, товарищей, коллектива) лишь корректирует влияние семьи. Школьники, не проявляющие общественной активности, живут в семьях, заботящихся лишь об успеваемости детей и настраивающих их на легкие общественные поручения.

Социально ориентированные воспитательные дела создают необходимые условия для формирования жизненной позиции школьников, когда они привлечены к преобразующей практической деятельности. Это должны быть не игровые, а настоящие серьезные и ответственные дела. Пока наша школа не нашла себя в организации подобных дел. Чаще всего она предлагает школьнику классный час, нравоучительную беседу, собрание, экскурсию, культпоход: везде доминирует слово, а не дело. Между тем школьники испытывают большой интерес к производственно-преобразующей деятельности. Они с большим удовольствием учатся столярничать, слесарить, водить автомашину или трактор, стремятся овладеть мастерством в любом деле. Однако эти стремления редко поддерживаются и потому гаснут, замещаются интересами потребительского характера. Практические воспитательные дела, по некоторым оценкам, сегодня занимают всего 2–3% времени, затраченного на воспитательную работу.