Социально-нравственное развитие и воспитание

Нравственное развитие – процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития ребенка-дошкольника. Это обусловлено его влиянием на становление личности дошкольника, в частности, на культуру сто общения, поведения и деятельности, на формирование образа себя и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим и умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.

Методологические основы социально-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста можно представить в виде следующей схемы (рис. 17).

Рис. 17. Основы развития и воспитания детей дошкольного возраста

Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Суровцева, Т. А. Маркова, В. И. Нечаева, Л. А. Пеньевская, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап (может быть параллельным) – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

– формирование нравственного сознания;

– формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

– формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

– воспитание полезных навыков и привычек поведения;

– формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.

Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие данным задачам, представлены в виде схемы (рис. 18).

ОГЛАВЛЕНИЕ социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности и ее отдельных компонентов: формирование мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и когнитивного компонентов. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительный, базовый, художественно-ознакомительный, когнитивно-эмоциональный, эмоционально-действенный (по С. К. Козловой). Их ОГЛАВЛЕНИЕ подбирается в соответствии с программами. Например, программами социального развития и воспитания дошкольников ("Я – человек!" С. А. Козловой и др.); их нравственного воспитания ("Дружные ребята" Р. С. Буре и др.); патриотического воспитания ("Наследие" М. Ю. Новицкой, "Непреходящие ценности малой родины" Е. В. Пчелинцевой, "Развитие у детей представлений об истории и культуре" Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой и др.).

Рис. 18. Условия нравственного воспитания

Таким образом, ОГЛАВЛЕНИЕ образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания: от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного воспитания. Например, ОГЛАВЛЕНИЕ трудового воспитания дошкольников отражено в табл. 13.

Таблица 13

ОГЛАВЛЕНИЕ трудового воспитания

Виды

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой

труд

Труд в природе

Художественный и ручной труд

Воспитательные возможности разных видов труда

Приучает ребенка к самостоятельному удовлетворению личных потребностей, учит заботиться о себе, следить за своим внешним видом; дети начинают чувствовать себя равноправными членами семьи (коллектива); формирует привычку бережного отношения к вещам; приучает ребенка к системному труду

Прививает трудовые навыки по поддержанию общего порядка, имеет общественную направленность

Закладывает основы экологического сознания и мировоззрения, развивает познавательные интересы

Удовлетворяет эстетические потребности человека; развивает мелкую моторику и уточняет представление об окружающих предметах; развивает творческие способности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя. В младшем дошкольном возрасте при этом основной акцент делается на радость достижений в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, в старшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается к эстетической стороне процесса

В младшем дошкольном возрасте – помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких вещей и т.п. Формируется умение сосредотачиваться на одном занятии, доводить дело до конца.

В старшем возрасте – уборка групповой комнаты, участка, приготовление пищи, ремонт книг, игрушек. Формируется представление о значимости труда для всех и лично для каждого, умение замечать и устранять беспорядок

Наблюдение и уход за растениями и животными, выращивание овощей, уборка участка детского сада под руководством взрослого, практика коллективных творческих дел (ландшафтный дизайн участка детского сада и др.) и др.

Изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, поролона и др. Оформление выставок, участие в изменении предметно-развивающей среды группы, дизайн помещений, украшение участка детского сада к праздникам

При этом своеобразие процесса нравственного воспитания детей заключается в решающей роли среды и воспитания в нравственном развитии ребенка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и в гибкости воспитательных воздействий.

В качестве средств нравственного воспитания выступают: в раннем и младшем возрасте – микросреда; в среднем дошкольном возрасте – мезосреда; в старшем дошкольном возрасте – макросреда (табл. 14)

Таблица 14

Средства социально-нравственного воспитания (на примере средств патриотического воспитания, разработанных С. А. Козловой)

Микросреда

Мезосреда

Макросреда

Ранний

возраст

Младший

возраст

Средний

возраст

Старший

возраст

Я

+

+

+

Мама, папа

Группа

Город

Символика страны

Члены семьи

Детский сад

Регион

Народы мира

Дом

Кружки

Климат

Мировая культура

Соседи

Улица

Страна

Планета

Двор

Район

Традиции

Космос

Культура

Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:

– ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);

– организация их деятельности (игры, труд и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

– общение с природой;

– художественные средства: народный фольклор, музыка, кино- и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Некоторые авторы выделяют и специфические средства, соответствующие разным направлениям воспитания детей, например соответствующие средствам трудового и нравственно-трудового воспитания (рис. 19).

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают и методы нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций.

Рис. 19. Средства трудового воспитания

Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает следующие методы:

– стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

– формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);

– формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б. Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает нижеперечисленные методы:

1) доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);

2) воспитательного воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);

3) организации и самоорганизации воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся следующие приемы:

– объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно-распределенных действий;

– обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать самому;

– напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

– разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Некоторые авторы выделяют специфические методы социально-нравственного воспитания, которые позволяют реализовать одно из направлений воспитания. В частности, согласно С. А. Козловой, в качестве методов патриотического воспитания применяются:

– методы, повышающие познавательную активность; методы, обеспечивающие эмоциональность восприятия;

– методы коррекции формирующихся у детей представлений о Родине;

– методы координации разных видов деятельности.

Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах:

организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками;

организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания. Например, в рамках нравственно-трудового воспитания, согласно исследованиям Р. С. Буре, Д. В. Нечаевой и других ученых, выделяются формы, представленные на рис. 20.

Можно обозначить следующие результаты социально-нравственного воспитания:

Социальные и нравственные чувства – переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.). Нравственные чувства "вырастают" из "социализированных" эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах отражается отношение человека к требованиям общественной морали: сострадания, любви, ответственности, долга и т.д. Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, его поведенческими установками, принципами и традициями.

Социально-нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизни. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Социально-нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

Социально-нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. "Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно – то, что впоследствии вы сочтете злом" (Э. Хемингуэй).

Рис. 20. Формы организации труда детей