Социально-культурные технологии в развитии политической культуры

В качестве технологий консолидации общества, формирования и развития социального и человеческого капиталов важную роль играют социально-культурные технологии, реализуемые соответствующими организациями и учреждениями "сферы культуры":

• сохранение и воспроизводство культурно-исторического наследия: музейные фонды, библиотечные фонды, знаменательные и юбилейные даты, монументы и памятные знаки, традиционные и этнографические искусства и ремесла;

• воспроизводство творческой элиты (музыкальные и художественные школы, лицеи, консерватории, академии), творческие конкурсы, способствующие продвижению молодежи;

• культурные процессы (культурная жизнь): театральная жизнь (репертуарные спектакли, гастроли, фестивали), музыкальная жизнь (концерты, гастроли, фестивали), выставочная деятельность, галерейное дело, кинопроизводство и кинопрокат, любительская деятельность, отдых и развлечения (от клубной деятельности, концертов, массовых праздников и шоу до игротек и казино).

На уровне обыденного сознания в публицистике, а иногда и в сознании некоторых представителей политической элиты значение сферы культуры трактуется довольно поверхностно. Сферу культуры понимают либо цинично-пропагандистски, либо "жалостливо-заботливо". В первом случае в ней видят средство идеологической обработки масс. Недаром все тоталитарные режимы апеллируют к культуре. На ней строят свою аргументацию фундаменталисты и националисты. Во втором случае деятельность в сфере культуры воспринимается как "жалкая и убогая" — в том смысле, что ее жалеть надо, и она к Богу близка. "Культура только требует денег, никакого дохода не приносит", "это индустрия зрелищ, развлечений", "ее задача — воспитание подрастающего поколения в рамках традиций", "пусть лучше в музей или на концерт сходят, чем по улице болтаться" — ряд таких расхожих представлений можно продолжать.

Между тем реальный вклад сферы культуры в развитие регионов становится предметом все более пристального внимания и исследований. В Европе первое такое исследование было проведено в 1984 г. в Цюрихе (Швейцария), в котором были поставлены вопросы: какая часть субсидий прямо или опосредованно возвращаются к государству; какое воздействие эти субсидии оказывают на экономику и граждан? Результаты исследования выявили, что деятельность ведущих учреждений культуры вызывает обратные потоки средств в государственный бюджет и оказывает сильное оживляющее воздействие на экономику.

Исследования, проведенные в Нидерландах в 1985 г., показали, что профессиональная сфера культуры и искусств занимает восьмую позицию в экономике, превосходя рекламу и газетно-издательский бизнес, вместе взятые. Похожие результаты дали исследования, проведенные в Германии на региональном и федеральном уровнях. "Искусство и культура — это не нахлебники государства", "Культура рентабельна", — гласили заголовки газет.

В 1990-е гг. была осознана роль культуры и искусства как факторов развития других отраслей. Более того, культурный сектор рос быстрее других отраслей, нередко более чем вдвое быстрее традиционных отраслей экономики, например, машиностроения. По мнению ряда ведущих мировых экономистов и политологов (Б. Мулдер, Ф. Фукуяма и др.), в ближайшие годы культура станет движущей силой возникновения новых социально-экономических структур, культура как общественный капитал будет играть более важную роль для экономического развития, чем международные денежные потоки и инфраструктуры.

С учетом результатов зарубежных и отечественных исследований можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитии современного общества.

1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:

• Государственные учреждения культуры, общественные НКО, коммерческие структуры, частные фирмы, творческие коллективы и индивиды, действующие в сфере культуры и искусства, создают конкретные рабочие места по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциалом. Тем самым осуществляется непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона. Речь идет не только об обеспечении занятости, но и о налоговых и прочих отчислениях в государственные бюджеты, социальное страхование.

• Сфера культуры и искусства выступает базой и инфраструктурой развития ряда других отраслей, прежде всего образования, СМИ, издательской деятельности, туризма, индустрии развлечений. По общемировой статистике свыше 75% объема туризма составляет так называемый "культурный туризм" (cultural tourism), когда туристы посещают другие регионы и страны, чтобы ознакомиться с культурно-историческим наследием, участвовать в ярких событиях, набраться ярких непривычных ощущений, приобрести экзотические и художественно своеобразные сувениры. Общее образование невозможно без приобщения подрастающего поколения к культурно-историческим традициям, традиционным, классическим и современным искусствам, что немыслимо без работы музеев, библиотек, художественных и музыкальных школ. Для деятельности СМИ важны не только сенсации, но и "хорошие новости", и основным поставщиком таких новостных поводов является сфера культуры и искусства — события, происходящие в ней, являются социально-значимыми, привлекают внимание широкой общественности. Посещение театра, концерта, музея или выставки предполагает наличие приличной, нарядной одежды, украшений, услуги парикмахеров и косметологов, пользование общественным и личным транспортом, приобретение каталогов и сувениров, посещение кафе и ресторанов. Короче говоря, ряд отраслей и сфер общественной жизни не то чтобы "паразитируют" на сфере культуры, но предполагают ее в качестве инфраструктуры своего развития, а то и существования.

• Обеспечивая соответствующие услуги для работников других отраслей и сфер деятельности и членов их семей, деятельность учреждений и организаций сферы культуры и искусства осуществляет их полноценную социализацию. При любых условиях работы и жизни, при самых различных доходах люди хотят иметь полноценный досуг и возможность полноценного развития своих детей. Это важно не только для освоения новых регионов и создания новых производств, но и для городских, и для сельских условий.

2. Прямое социальное влияние:

• Культурные символы и традиции, язык, памятные даты и места, песни и т.д. составляют ОГЛАВЛЕНИЕ культурной идентичности, самосознания, объединяющее людей и консолидирующее общество: работодателей и работников, старшее и подрастающее поколения, мужчин и женщин, политиков и избирателей. Без такой консолидации, сознания общности и общей судьбы невозможны экономические и политические реформы, развитие общества в целом.

• Культура и искусство социально значимы и даже выгодны, так как являются социальными инвестициями.

Они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые помимо прочего используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.

• Культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияющих на сознание людей, отношения между ними, способствующих духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

• В элитарной, массовой культурах, андеграунде вырабатывается и предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.

• Культура и искусство обогащают и разнообразят социальную среду, образ жизни привлекательными событиями.

3. Косвенное экономическое влияние:

• Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, продвижение товаров, включая акции по стимулированию и организации продаж, работа с персоналом, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля — невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры и искусства.

• Сфера культуры и искусства создают инфраструктуру деловых контактов, мест, условий и поводов их реализации.

• Учреждения культуры оказывают корпоративные услуги: подготовка и проведение праздников, информационное и библиотечное обслуживание и т.д.

• Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.

• Содержательная и интенсивная культурная жизнь активно (иногда решающим образом) влияют на формирование и продвижение привлекательного имиджа региона, местности, в том числе в глазах потенциальных инвесторов.

4. Косвенное социальное влияние:

• Формирование репутации, привлекательного имиджа политиков, политических партий и движений, просто достижение ими известности и узнаваемости предполагают их какую-то социально значимую деятельность, участие в важных событиях. В этом плане совершенно очевидны возможности, потенциал сферы культуры и искусства.

• Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры и искусства, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования и развития гражданского общества, способного к саморазвитию.

• Культура и искусство выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения.

• Культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений.

• Культура и искусство улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения.

• Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

• Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием современных технологий.

Приведенный перечень показывает реальное значение сферы культуры, индустрии культуры и искусства, степень и масштабы их реальной востребованности. Речь идет о глубоко укорененной в экономике и социальной жизни сфере деятельности, обеспечивающей многообразные формы социального партнерства, связей и отношений, развития общества в целом.

С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач, таких как формирование благоприятного социального климата, интеграция и продвижение страны, региона в мировое экономическое, информационное пространство, мировой рынок туризма.