Социально-экономические и политические отношения

В исторической науке относительно общественно-экономического строя и социальной структуры Киевской Руси возникает немало спорных вопросов (схема 18). Много десятилетий назад выдающийся отечественный ученый академик Б.Д. Греков написал, что Киевская Русь жила уже при феодализме. В дальнейшем историки уточняли этот тезис, называя Древнерусское государство раннефеодальным. Предполагалось, что все основные черты феодализма в нем уже присутствовали, хотя и находились на начальной стадии развития. По мнению известных исследователей Ю.Г. Алексеева и А.А. Зимина, Киевская Русь только стояла на пороге феодализма, и общественные отношения в ней можно назвать княжеско-общинными. Один из ведущих ученых Санкт-Петербургской исторической школы И.Я. Фроянов считает, что древнерусское общество переживало разложение первобытно-общинного строя, носило раннеклассовый характер и не имело четкой формационной принадлежности. В его социальной структуре проявлялись четкие элементы и феодализма, и первобытно-общинного строя, и даже рабовладения.

Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества (схема 19). Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре (княжеские мужи), дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которые на Руси называли вотчинами, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, по-видимому, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках людьми. Важную роль в их жизни играла община (мир, или вервь). Закон предусматривал, в частности, коллективную ответственность крестьян за совершенное на земле общины преступление. Во многих источниках упоминаются смерды. Возможно, это слово было синонимом понятия "люди". Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян – закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались градскими людьми.

В древнерусском обществе существовали и несвободные люди, находившиеся на положении рабов. Некоторые отечественные историки даже считали рабство основой социально-экономической жизни Древней Руси. Современная наука этот взгляд не разделяет. Но тем не менее элементы рабовладения в раннефеодальном государстве, несомненно, имели место. Источники выделяют две категории рабского населения: челядь и холопы. Челядь, как правило, состояла из военнопленных и их потомков. Такие рабы считались младшими членами семьи. Распространялось обращение в рабство соплеменников, отсюда появился новый вид несвободных людей – холопы.

Схема 18

Схема 19

Основу экономики Киевской Руси составляло сельское хозяйство. Вместе с тем больших успехов достигает ремесло. Его развитие тесно связано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств (схема 20). В языческую эпоху в городах отправлялись родовые культы славянских богов, в христианскую – сооружались каменные храмы. Города стали основными торгово-ремесленными центрами.

В Киевской Руси была хорошо развита обработка металлов. Историки и археологи насчитали более 150 видов изделий, выпускаемых русскими кузнецами. Наивысшего расцвета в Киевской Руси достигло художественное ремесло. В то время работало множество ювелирных мастерских. Русские мастера освоили сложную технику фигурного литья, зерни (узор из множества мелких шариков) и скани (нанесение рисунка тонкой проволокой). Образовавшиеся на рисунке промежутки иногда заполняли эмалью (перегородчатая эмаль). Особое умение требовалось при изготовлении черни, т.е. черного фона для узорчатых серебряных пластинок (схема 21).

Развивалась и внешняя торговля (схема 22). Через русские земли проходил знаменитый путь "из варяг в греки", т.е. из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, изделия кузнецов и оружейников. Нельзя забывать и о работорговле – русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь главным образом предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни Руси, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.

Схема 20

Схема 21

Главой Древнерусского государства считался правивший в Киеве великий князь. Княжеская власть ввиду действовавшего так называемого "лествичного" принципа наследования переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т.д. Большинство историков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией (схема 23). И.Я. Фроянов указывает, что киевского князя ни в коем случае не следует называть государем. Действительно, абсолютным монархом князь в то время не являлся. В его распоряжении не было развитого государственного аппарата.

Как уже отмечалось, киевским князьям удалось подчинить себе все восточно-славянские племена. Уже с X в. племенные князья в источниках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли посадники и волостники. Со второй половины X в. крупными территориями управляли удельные князья. Ими становились, как правило, сыновья великого князя.

Схема 22

При князе функционировал совет (дума), состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в общественной жизни формирующегося государства играло собрание городских жителей – вече. В нем принимали участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина. В военное время собиралось народное ополчение – вои. Члены дружины делились на старших (бояре, княжеские мужи) и младших (отроки). Дружинники участвовали в управлении государством и служили опорой княжеской власти.

Русская Правда – первый известный нам систематический сборник русских правовых норм (схема 24). Вероятно, он был основан на обычном праве древних славян. Подлинник древнего закона до нас не дошел, но сохранилось 100 его списков, относящихся к XIII–XVIII вв. По содержанию эти списки делятся на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Первая редакция – Краткая Русская Правда – относится к XI в. Она сохранилась в составе одной из новгородских летописей, где помещена под 1016 г. после сообщения о победе новгородского князя Ярослава над своим братом Святополком Окаянным. Краткая Правда неоднородна по содержанию. Ее первая часть называется "Правда Ярослава", или "Древнейшая Правда". Как следует из названия, эта часть восходит к временам Ярослава Мудрого. "Правда Ярослава" весьма архаична по содержанию. Она начинается с предписания кровной мести, что говорит о наличии в древнерусском обществе значительных пережитков родового строя. Вторая часть называется "Правда Ярославичей", она появилась при сыновьях Ярослава Мудрого – во второй половине XI в. Записи о кровной мести в ней уже отсутствуют. Вероятно, этот обычай был отменен Ярославичами.

Схема 23

Схема 24

В древнерусском законе нет смертной казни, за различные виды преступлений предусматривалась дифференцированная система штрафов, выраженных в денежном эквиваленте, размер которого, например, за убийство зависел от социального положения убитого. Максимальный штраф (80 гривен) назначался убившему княжеского управляющего или старшего дружинника. За убийство свободного человека полагалось выплатить 40 гривен, за сельского старосту и ремесленника – 12. Дешевле всего оценивалась жизнь смерда и холопа – 5 гривен. Таким образом, древний закон дает нам представление о социальной структуре древнерусского общества. В "Правде Ярославичей" есть также статьи о краже и истреблении имущества.

Вторая редакция – Пространная Русская Правда – появилась в XII в. Она сохранилась в более чем ста списках, в том числе в составе юридических сборников. Редакция разделена на две части: "Суд Ярослава Владимировича" и "Устав Владимира Всеволодовича". Возникли эти части одновременно. Одним источником Пространной Правды стала Краткая Правда, а другим – "Устав Владимира Мономаха". В законах Мономаха также отсутствуют статьи о кровной мести и смертной казни. "Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить", – поучал киевский князь своих сыновей. Зато в Пространной Правде есть много статей об имуществе, о порядке взимания ростовщиками процентов (резов), о положении закупов и холопов. Впервые в русском законе рассматривалось наследственное право. В нем перечислены различные категории наследников, введено опекунство. Это свидетельствует о развитии государственно-правовых отношений в древнерусском обществе.

Третья редакция – Сокращенная Русская Правда – сохранилась в поздних списках. Точные обстоятельства ее возникновения неизвестны. Предполагают, что она создана в XV в. и представляет сокращенную переработку Пространной Правды.