Лекция 1. Социально-экономическая природа транспорта и ее роль в логистическом бизнесе

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• экономическую сущность и значение транспорта, особенности транспортной продукции и различных видов транспорта и основные направления развития транспортной системы в логистике;

уметь

• определять принципы и стратегию транспортного обслуживания потребителей и фирм;

владеть

• навыками и использовать экономические, экономико-математические и статические методы, которые применяются для решения разных теоретических и практических задач в транспортно-логистических системах.

Экономическая сущность транспорта, транспортная продукция и качество обслуживания потребителей

В логистике транспорт играет значительную роль, связывая между собой потребителей, отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт тем самым участвует в процессе воспроизводства материальных благ. При этом могут происходить несколько транспортных перемещений из сферы производства в сферу потребителя. Как сказал К. Маркс: "...Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это перемещение...". В процессе перемещения не изменяются вещественные свойства и качество продукции и, казалось бы, не изменяется и потребительная стоимостью. Но это не так. В результате перемещения продукции в сфере обращения с нею происходит важная материальная перемена – перемена ее местоположения по отношению к потребителю. Именно вследствие этого и изменяется потребительская стоимость продукции, например, угль, находящийся в Кузбассе, имеет для московских предприятий лишь потенциальную потребительную стоимость. Чтобы он стал для них реальной потребительной стоимостью, необходимо его доставить в Москву, т.е. кроме труда шахтеров затратить еще и труд работников железнодорожного транспорта.

В результате перемещения изменяется не только потребительная стоимость, но и стоимость перевозимых продуктов на величину транспортных издержек.

Таким образом, транспорт продолжает процесс производства в сфере обращения путем перемещения продукции из пункта ее производства в места потребления. Поэтому транспортную продукцию считают перемещением. Первый это отметил в 1875 г. русский ученый-транспортник профессор А. Н. Чупров в книге "Железнодорожное хозяйство". Поскольку транспорт вырабатывает продукцию, то ее следует отнести к отрасли материального производства. В отличие от других отраслей материального производства, при транспортировке продолжается процесс производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения. Следует отметить, что процессы производства и потребления на транспорте не разделены во времени. Продукция на транспорте потребляется в процессе производства (перемещения) как его полезный эффект, а не вещь. Это можно проследить по формулам кругооборота капитала для промышленного и транспортного капитала (рис. 1.1).

Из рис. 1.1 следует, что кругооборот промышленного капитала состоит из трех стадий.

На первой стадии денежная форма капитала (Д) переходит в товар (Т), т.е. деньги превращают в средства труда (оборудование, здание, сооружение), предметы труда (материальные ресурсы) и рабочую силу. Когда эти три вида объединяются, создается производство.

Рис. 1.1. Кругооборот капитала:

СП – средства труда (оборудования, здания, сооружения); PC – рабочая сила; ПТ – предметы труда (материальные и другие ресурсы)

На второй стадии (производственной) создаются новые товары Т1, которые по стоимости больше, чем первоначально купленный товар Т.

Третья стадия – стадия обращения, в которой товары превращаются в деньги (Т1 – Д1) на величину прибавочной стоимости ДД.

При кругообороте транспортного капитала (см. рис. 1.1) нет третьей стадии (она слита со второй), т.е. процесс производства и есть процесс потребления. Следовательно, на транспорте оплачивается и потребляется не вещественный продукт производства, а эффект процесса производства (перемещение созданной продукции).

По характеру продукции транспорт отличается от других отраслей материального производства. Во-первых, продукция не имеет вещественной формы, но в то же время она материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства: происходит износ подвижного состава и средств обслуживания, используется труд работников транспорта и т.д.

Во-вторых, так как транспортная продукция не имеет формы вещи, то ее нельзя накопить на складе. Эта особенность имеет большое практическое значение. Если на предприятиях и фирмах создание определенных запасов продукции способствует удовлетворению производства по мере необходимости, то транспорт должен иметь резервы пропускной и проводной способности в перевозках при любых условиях.

В-третьих, транспортная продукция – это дополнительные транспортные издержки, связанные с перемещением промышленной продукции. Их относят к издержкам обращения, что подчеркивает двойственный характер таких издержек. С одной стороны, они необходимы, поскольку перевозки являются продолженным процессом производства, а с другой – следует учитывать, что транспорт нового продукта не создает. Поэтому необходимо использовать его так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях, для перевозки применялся тот вид транспорта, который наиболее эффективен для данного вида продукции и расстояния.

Продукция транспорта продается и покупается, т.е. выступает в виде товара, а следовательно, имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительной стоимостью транспортной продукции является ее способность удовлетворять потребности в перевозках различных видов грузов.

Потребительная стоимость транспортной продукции может быть выражена доставкой ее потребителю точно в срок (в определенный день и час) и в определенном количестве. Во многих зарубежных фирмах утверждают, что возможность организации доставки точно в срок ценится ими больше, чем товарный знак компании-поставщика. Стоимость продукции, или стоимость перевозки, определяется суммой необходимых затрат транспортных предприятий или фирм либо перевозок грузов. Приобретая транспортную продукцию, потребители оплачивают эти затраты в форме тарифов и фрахтовых ставок, которые представляют собой одновременно денежное выражение стоимости транспортной продукции.

Важно рассчитывать не только отдельные показатели логистической системы, но и максимально высокий уровень качества обслуживания клиентуры (рис. 1.2).

К одной из современных тенденций относится формализация качества обслуживания. Процесс повышения качества любых операций (не только в области логистики) начинается с "контроля за качеством" (quality control) и включает переход к "гарантированному качеству" (quality assurance), далее – к "полному контролю за качеством" (total quality control) и, наконец, к "полному содействию клиенту" (customer value).

В логистике качество транспортной продукции – это своевременная доставка продукции потребителю в определенном количестве в определенный день и определенное время.

Рис. 1.2. Схема совершенствования качества логистических услуг [18]

Инструментом качества транспортной продукции должен быть согласованный график, который увязывал бы всех участников организации логистической системы при продвижении продукции. Математически эту зависимость можно выразить так:

y = f(0, К), (1.1)

где у – транспортная продукция; О – масса (количество) материало-потока; К – качество материального содержания.

Параметры О и К транспортной системы должны быть согласованы с функциями управления, при этом параметр К может трансформироваться в совокупность разнокачественных компонентов Kj = K1 К2, …, Кn, представляющих собой набор управленческих, технологических, экономических и других показателей работы транспорта. Уместным может быть и тот факт, что представитель транспортной продукции может сам определять транспортную продукцию в зависимости от условий и характера работы транспортной организации.