Социально-экономическая эффективность и основные индикаторы программы кадрового обеспечения российской науки

Программой устанавливаются следующие целевые индикаторы и показатели, которые должны быть достигнуты по истечению сроков ее реализации:

1) доля исследователей в возрасте 30–39 лет в общей численности исследователей – 13,8–14,5%;

2) доля исследователей в возрасте 30–39 лет в общей численности исследователей в секторе высшего образования – 21–22%;

3) доля профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности профессорско-преподавательского состава – 40–41%;

4) доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) – 13,5–14,5%;

5) доля профессорско-преподавательского состава высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений – 63–64%;

6) доля аспирантов и докторантов – участников Программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом) – 80%;

7) количество студентов, аспирантов, докторантов и иных молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом), – 60–65 тыс. человек;

8) количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций – участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетической, авиационно-космической, атомной и иных приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом), – 9–12 тыс. человек;

9) доля исследователей в области естественных и технических наук – участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах (нарастающим итогом), – 40–45%.

Эффективность Программы в приложении № 6 к ней оценивается на основании фактических количественных оценок целевых индикаторов ежегодно в процентах по следующей формуле:

где п – количество целевых индикаторов; xi планируемое значение i-го целевого индикатора (приложение № 1 к Программе); xфактi – фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.

Фактические количественные оценки целевых индикаторов представлены в приложении № 1 к Программе (табл. 6.2).

Таким образом, как видно из основных целевых индикаторов, основным результатом реализации Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" станет повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки и создание многоуровневой системы стимулирования привлечения молодежи к научной деятельности. Результаты реализации данной программы создадут необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического прогресса и формирования экономики знаний.

Таблица 6.2

Целевые индикаторы и показатели Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы

Показатель

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

1

Доля исследователей в возрасте 30–39 лет (включительно) в общей численности исследователей, %*

12,2-12,4

12,5-12,9

13-13,4

13,2-13,8

13,8-14,5

2

Доля исследователей в возрасте 30–39 лет (включительно) в общей численности исследователей в секторе высшего образования, %*

17-18

18-19

19-20

20-21

21-22

3

Доля профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности профессорско-преподавательского состава, %*

35-36

36-37

38-39

39-40

40-41

4

Доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно), %*

11,5-12

12-12,5

12,5-13

13-13,5

13,5-14,5

5

Доля профессорско-преподавательского состава высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений, %*

58-59

59-60

61-62

62-63

63-64

6

Доля аспирантов и докторантов – участников Программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом), %

30

45

60

80

7

Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом), тыс. чел.

15-17

30-34

45-51

53-58

60-65

8

Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций – участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетической, авиационно-космической, атомной отраслей и иных приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом), тыс. чел.

2-3

4-5

6-9

9-12

9

Доля исследователей в области естественных и технических наук – участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах (нарастающим итогом), %

10-12

25-30

35-40

40-45

*Измеряется один раз в год на выборке организаций – участников Программы, впоследствии верифицируется данными государственного статистического наблюдения.

Эффективная модель мониторинга потребности в инновационных научных кадрах

Потребность в научных инновационных кадрах постоянно присутствует в экономике и динамично растет. Формирование экономики знаний, переход России на инновационный социально ориентированный путь развития, формирование национальной инновационной системы невозможны без наличия высококвалифицированных специалистов, в особенности специалистов инновационной направленности, способных эффективно осуществлять научные исследования и разработки и ориентированных на самый высокий результат.

Потребность в научных кадрах определяется требованиями, предъявляемыми к ним рынком и государством.

Учитывая тот факт, что инновационные научные кадры составляют научные кадры организаций, ведущих НИОКР и профессорско-преподавательский состав вузов, общая модель мониторинга потребности в научных инновационных кадрах будет состоять из модели мониторинга потребности количества сотрудников, входящих в профессорско-преподавательский состав вуза, и модели мониторинга научных сотрудников организаций государственного и предпринимательского секторов экономики, а также некоммерческих организаций. Структура научных инновационных кадров РФ представлена на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Структура научных инновационных кадров Российской Федерации

Общую модель мониторинга научных кадров предполагается организовать на ресурсной базе (материально-технической и кадровой) Росстата, отвечающего за формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических процессах в Российской Федерации. Именно Росстат отвечает за разработку официальной статистической методологии и утверждение форм статистического наблюдения. Только Росстат обладает достаточным количеством всех необходимых ресурсов и полномочий для проведения федеральных статистических наблюдений, обработки данных, полученных в результате этих наблюдений, и формирования официальной статистической информации.

Модель мониторинга научных и научно-педагогических кадров будет основана на взаимодействии предприятий, различных министерств и Росстата (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Схема взаимодействия предприятий, министерств и Росстата в рамках модели мониторинга потребности в научных и научно-педагогических кадрах

Для организации взаимодействия между предприятиями, министерствами и Росстатом согласно данной схеме предлагается использовать формы унифицированной отчетно-статистической документации, утвержденные Росстатом и являющиеся объектом Общероссийского классификатора управленческой документации. Предлагаемые формы должны заполняться организациями на основе вышеописанных моделей расчета и потребности в научных и научно-педагогических кадрах.

В представленных моделях можно выделить следующие центры ответственности:

1) Росстат;

2) прочие федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Предоставление данных в Росстат позволит сформировать общие базы данных по планируемой потребности в научных кадрах на пять лет. Структура предоставляемых в Росстат отчетов по предлагаемой форме позволит отслеживать потребность в научных инновационных кадрах как по отдельным областям наук, так и по видам исследований.