Социальная защита населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина нашей страны на защиту его жизни и имущества. В связи с этим населению России, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, а также участникам ликвидации чрезвычайных ситуаций гарантируется определенная социальная зашита. Эти гарантии обеспечиваются комплексом мер социального характера и соблюдением законодательства по вопросам обеспечения безопасности человека.

Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс правовых и материальных мер, обеспечивающих каждому пострадавшему определенное восполнение (компенсацию) понесенного им физического, материального и социального ущерба. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" гражданам Российской Федерации гарантируется:

- защита жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, имуществом, предназначенным для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- получение информации о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- возможность обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;

- медицинское обслуживание, компенсация и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Из приведенного перечня социальных гарантий гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, следует, что они предоставляются не только населению, но также участникам ликвидации чрезвычайных ситуаций и членам их семей. Наиболее полно меры социальной защиты граждан, а также организаций, выполнявших обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определены в Федеральном законе "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

В соответствии с этим законом государство оказывает государственную поддержку аварийно-спасательным службам и спасателям. В частности, для аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований устанавливается система налоговых и иных льгот, а для спасателей и членов их семей - меры по правовой и социальной защите.

Оплата труда спасателей, выплата им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, а также бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при ликвидации чрезвычайной ситуации, проводятся в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию, обеспечение питанием во время несения дежурства. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей предоставляется жилье за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов в первоочередном порядке. При желании спасателей им на эти цели могут выделяться беспроцентные ссуды или безвозмездная материальная помощь.

Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию, которое проводится при назначении их на должности в профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), а также в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе общественных (нештатных) формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Члены семей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором или контрактом, а также члены семей других спасателей, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, сохраняют в течение одного года право на льготы, которыми они как члены его семьи пользовались в соответствии с законодательством. Естественно, на них распространяется и право на пенсионное обеспечение, установленное Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Детализация порядка реализации конституционных прав российских граждан и уточнение механизма обеспечения социальных гарантий, определенных федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", осуществляются:

- при разработке и совершенствовании нормативной правовой базы, регулирующей меры социальной защиты;

- в ходе развития механизмов страхования на случай чрезвычайных ситуаций;

- путем оптимизации системы льгот и гарантий пострадавшему населению, дифференцирования выплат пенсий и пособий;

- в ходе становления и совершенствования медико-социальной реабилитации пострадавших;

- путем разработки и внедрения рыночных механизмов всестороннего обеспечения социальной защиты населения;

- при определении порядка и адресатов оказания гуманитарной помощи пострадавшим;

- при научном обосновании направлений совершенствования социальной защиты.

Важным конституционным средством защиты прав и свобод граждан является их право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам социальной защиты, в том числе по вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. В законодательстве закреплена обязанность соответствующих органов (должностных лиц) принимать обращения граждан и рассматривать их в порядке и сроки, установленные законом.

В начале 1990 годов в Российской Федерации была сформирована особая область социальной защиты населения, пострадавших от чрезвычайных ситуаций - социальная зашита населения, подвергшегося радиационному воздействию.

Формирование законодательной базы для решения проблем, связанных с социальной защитой населения, пострадавшего в результате радиационного воздействия, началось после чернобыльской катастрофы. Были приняты Закон СССР "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" (1991) и Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1991). В 1992 г. была принята новая редакция этого закона, получившая статус Закона Российской Федерации. В 1995, 1996, 1999 годах в этот закон Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, с которыми он действует в настоящее время.

В последующем в связи с необходимостью социально защищать людей, пострадавших от других событий радиационного характера, были приняты федеральные законы "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (1995) и "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (1998). Данные законы определили группы граждан, пострадавших от радиационного воздействия, на которые распространялось действие соответствующих статей Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В основу определения статуса пострадавших в законе о социальной защите в связи с чернобыльской катастрофой положены плотность радиоактивного загрязнения территории и степень участия пострадавших в чернобыльских событиях.

В соответствии с этими признаками выделены 12 групп граждан, в той или иной степени затронутых аварией. В терминах закона они определены как "пострадавшие от радиационного воздействия". Общая численность российских граждан, подпадающих под действие закона, составляет около 3 миллионов человек.

Для каждой группы пострадавших определен обширный перечень льгот и компенсаций, включающих денежные выплаты, преимущественные права, налоговые льготы, натуральное возмещение вреда (бесплатное предоставление промышленных товаров, продуктов питания, медицинских препаратов и др.).

В соответствии с законом о социальной защите пострадавших от производственной деятельности ПО "Маяк" действие соответствующих льгот и компенсаций, предусмотренных законом о социальной защите в связи с чернобыльской катастрофой, распространяется на 9 категорий граждан, пострадавших от катастроф на этом производственном объединении и его производственной деятельности.

В соответствии с законом о социальной защите граждан, пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определены 3 группы граждан, на которых также распространены соответствующие льготы.

Создание механизма реализации мер социальной защиты, установленных законом о социальной защите в связи с чернобыльской катастрофой, потребовало разработки целого ряда нормативных правовых актов в виде постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, документов федеральных органов исполнительной власти. В результате создания, начиная с 1991 г., нормативной правовой базы по этому вопросу удалось, в частности, определить порядок:

- установления причинной связи заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы;

- оказания пострадавшим медицинской помощи и предоставления им лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- выплаты ежегодной материальной помощи и других денежных компенсаций;

- проведения обязательного государственного страхования личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы;

- предоставления доплаты работающим на радиационно загрязненных территориях, а также переведенным по медицинским показаниям из-за воздействия радиации на нижеоплачиваемую работу;

- назначения пенсий пострадавшим от чернобыльской катастрофы;

- обеспечения путевками пострадавших от радиационного воздействия;

- выдачи удостоверений участникам ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС и другим категориям пострадавших.

В последующие годы механизм реализации закона о социальной защите в связи с чернобыльской катастрофой подвергался уточнениям и дополнениям.

Принятие законов о социальной защите граждан, пострадавших в связи с чернобыльской катастрофой, в результате деятельности ПО "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне стало основанием для перехода к программным методам решения проблем радиационной и социальной защиты населения, пострадавшего от радиационного воздействия. Были разработаны и реализуются программы социальной и радиационной реабилитации территорий и населения, пострадавших в результате последствий радиационных аварий.

На основе накопленного опыта и последовательного роста экономики государства предполагается дальнейшее развитие системы социальной защиты граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. В ближайшее время должны быть проведены:

- унификация принципов единовременных выплат пострадавшим;

- обязательное страхование граждан, проживающих в зонах возможных стихийных бедствий и вблизи потенциально опасных объектов;

- внедрение объективных методик оценки размеров материального ущерба, нанесенного в результате чрезвычайных ситуаций физическим и юридическим лицам;

- установление единого порядка возмещения ущерба здоровью пострадавших;

- определение порядка предоставления льгот за проживание в зонах бедствий.

В дальнейшем предполагается наращивание усилий по созданию социальных фондов и резервов материальных ресурсов, используемых в чрезвычайных ситуациях и других экстремальных условиях, совершенствование работы комиссий субъектов Российской Федерации по социальной защите населения, которые должны осуществлять оперативное руководство работой на местах по оказанию социальной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

В целом система социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, функционирует, имеет необходимую нормативно-правовую и материальную базу и продолжает совершенствоваться.

Вопросы и задания

1. Дайте определение ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Назовите типовой состав аварийно-спасательных и других неотложных работ.

3. Какие существуют способы поиска и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях?

4. Расскажите об особенностях действий по спасению людей при пожарах и наводнениях.

5. В чем состоит работа по локализации и подавлению очагов поражения?

6. В чем заключаются неотложные аварийно-восстановительные работы на системах жизнеобеспечения?

7. Перечислите виды обеспечения, организуемые в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

8. Кто организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы?

9. Какие силы привлекаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ?

10. Расскажите о значении и содержании жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.