Социальная структура и тип личности

Проблема личности занимает важное место в социологии. И, действительно, развитие общества есть вместе с тем и индивидуальное развитие человека.

Домарксовские социологи проблему личности рассматривали со специфических позиций, их теориям свойственны следующие недостатки.

Прежде всего, они исходили в своем понимании сущности человека из так называемой "робинзонады". Согласно последней общество есть совокупность индивидов, а каждый человек спонтанно порождает свое духовное богатство и своеобразие. Это была попытка истолковать общество, исходя из особенностей составляющих его людей, а последних объяснить из их собственной природы (биологической, антропологической, психологической, этической, божественной и т.д.). Однако, общество – это не агрегат или сумма составляющих его индивидов, а совокупность отношений, вступая в которые люди производят материальные и духовные блага.

Затем, домарксовская общественная мысль занималась человеком, в основном, как духовным существом. Она усматривала его специфику в свойствах ума и воли, характера и темперамента, способности и чувств. Подобный подход приводил к тому, что личность определялась независимо и автономно от ее материального и социального положения. При этом оставался открытым вопрос об источниках духовных свойств человека, о порождающих их причинах и факторах, в результате чего сами эти свойства приобретали неясный мистический характер.

Наконец, домарксовским мыслителям присущ антиисторизм в понимании личности, которая рассматривалась абстрактно, вне времени. Они предпринимали попытки создать универсальную модель личности, годную для всех времен и народов.

Однако, живая реальность общества существует лишь в конкретных людях, в их деятельности и отношениях. Но этого не достаточно для правильного понимания сущности личности. Основные методологические принципы теории личности состоят в следующем.

Во-первых, личность формируется и раскрывается только в обществе, и потому при анализе проблемы личности методологически надо идти не от отдельного человека к обществу, а наоборот, от общества к человеку. Подключаясь через систему образования и воспитания к общественным реальностям, вступая с ними в отношения, человек формируется как личность. Поэтому духовное богатство или бедность человека зависят от богатства или бедности его социальных отношений.

Во-вторых, социология рассматривает духовные свойства человека как производные от общественного и индивидуального бытия. Сознание личности является отражением общественных условий ее существования, идеальным аналогом специфической материальной и общественной практики, в которую она вовлечена. Отсюда следует теоретически и практически важный вывод: раз социальные условия делают человека, значит необходимо социальные условия сделать человечными. Поэтому главной задачей гуманизма считается такое преобразование действительности, в процессе и в результате которого возникает личность новой, высшей формации.

В-третьих, проблему личности социолог обычно ставит на конкретно-исторический фундамент, считая, что абстрактной личности нет, а есть личность – продукт своей эпохи, конкретного общества, находящегося на определенной ступени развития. В зависимости от характера общественно-экономической формации и специфики социальной структуры различают личности различных типов.

Каково соотношение "личности" и "человека"? Несомненно, категорию "человек" нужно отличать от категории "личность". Они однопорядковые, по не тождественные.

Человек, как уже говорилось, есть существо биосоциальное, т.е. одновременно биологическое и общественное. Он часть природы и вместе с тем сила, противостоящая ей.

В то время как личностьэто социальная сторона человека, в ней объединяются все общественные свойства, приобретенные в процессе индивидуального развития (онтогенеза). Личность разворачивается на основе биологических возможностей, но содержит естественное лишь в снятом виде. В этом процессе биологическое преобразуется социальным настолько, что даже элементарные физиологические функции отправляются человеком качественно иначе, чем это имело место у его животных предков или имеет место у современных животных.

Следовательно, личность есть результат социализации человека в процессе его бытия. Это общая мера его социальности. Определяющим свойством личности является ее общественная деятельность, в какой бы сфере социального организма она пи осуществлялась. Личность всегда проявляет себя, прежде всего, как совокупность таких социальных атрибутов человека, которые детерминированы определенными видами общественной деятельности.

Поскольку личность представляет собой общественное лицо человека, его социально-существенные свойства, постольку она – результат определенной общественно-исторической среды. Ф. Энгельс в работе "Развитие социализма от утопии к науке" писал: "Человеческий характер является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой – условий, окружающих человека в течение всей жизни, и особенно в период его развития"[1]. Это значит, что человек в процессе своей жизни в условиях конкретной исторической обстановки наследует и приобретает специфические социальные черты, которые и делают его личностью определенного типа.

Решающее влияние на формирование специфических типов личности оказывают материальные условия бытия людей, их конкретный способ добывания средств для существования. Касаясь этого вопроса в "Немецкой идеологии", К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали: "Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами, то, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят"[1]. Следовательно, тип личности детерминируется определенным типом производственных отношений и порождаемой им социальной структурой.

Формируясь общественными отношениями, личность действует не изолированно, а лишь как часть социальной общности – рода, племени, семьи, класса, нации, народа, т.е. в составе определенной социальной структуры. Поэтому социальные типы личности есть не что иное, как обобщенные черты определенных групп людей, которые связаны со способами осуществления ими различных видов общественной деятельности. Из этого следует, что личность – явление конкретно-историческое, а в классовом обществе – классовое. Каждая общественно-экономическая формация порождает свою социальную структуру, в зависимости от которой формируются и специфические социальные типы личности. Поэтому типов личности было столько, сколько было в истории общественных классов.