Социальная сплоченность как общая ответственность

Способность общества обеспечить всеобщее благосостояние должна рассматриваться как ответственность для всех компонентов общества. На протяжении XX в. часто считалось, что ответственность за всеобщее благосостояние лежит на государстве ("государство всеобщего благосостояния") (" Welfare State"), в то время как ответственность за экономическое развитие возложена на деловые круги. Экономические проблемы, появившиеся в последние десятилетия, и глобализация экономики показали, что подобная модель уже недостаточна и что всеобщее благосостояние должно быть целью, разделяемой всеми членами общества ("общество всеобщего благосостояния") (" society"), а именно государства, предприятий и граждан. Такой новый подход не означает, что государство должно отказаться от своих обязательств, а подразумевает поиск более разнообразных форм деятельности с привлечением новых партнеров.

1. Уточнение и подтверждение важнейшей роли государства и других публичных органов. В эпоху, когда широко обсуждается сама роль государства, необходимо уточнить и подтвердить важнейшую ответственность правительств в области социальной политики.

Во-первых, государство выступает как гарант прав человека и демократии.

Во-вторых, государство восстанавливает достаточный уровень равенства в распределении богатств через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение. Системы социального обеспечения являются одним из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. Создание или поддержание хорошо развитой системы социального обеспечения, основанной на солидарности, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности. Стратегия социальной сплоченности должна, таким образом, иметь в качестве первоочередной цели укрепление долгосрочных систем социального обеспечения, особенно сейчас, когда возникают многочисленные вопросы в отношении развития и финансирования таких систем в будущем.

В-третьих, роль государства заключается в том, чтобы защищать уязвимые группы, которым угрожает социальное отторжение. Следовательно, системы социальной защиты не ограничиваются социальным обеспечением — которое создано для того, чтобы защищать всех членов общества от рисков повседневной жизни — но подразумевают также оказание социальных услуг для всех и социальной помощи тем лицам, которые находятся в крайне трудном положении.

И хотя такая ответственность государства по-прежнему имеет важнейшее значение, подход к выполнению этих обязанностей меняется.

Во многих странах намечается тенденция по приближению социальных услуг к пользователям путем передачи ответственности за это местным и региональным органам власти. Кроме того, правительства все больше убеждены в том, что легче всего обеспечить доступ к социальным правам можно через работу в партнерстве с гражданским обществом, для того чтобы выполнить совместные задачи в сфере социальной сплоченности. Давняя традиция диалога с социальными партнерами должна быть сохранена и адаптирована к развитию ситуации. Более новым явлением является усиление партнерства между правительствами и неправительственными организациями в сфере социальных проблем. Выявляя новые социальные потребности и находя па них ответ, научно-производственные объединения могут зачастую играть ценную дополнительную роль наряду с официальными органами, обеспечивая доступ к социальным правам для наиболее уязвимых членов общества.

Эти изменения концепций и методов управления делами общества подразумевают отказ от идеи "вездесущего государства" и принятие новых концепций партнерства или управления общественными делами в форме контракта между гражданами и государством. Однако при этом необходимо определить этические принципы, для того чтобы следить за тем, дабы такое партнерство действительно содействовало социальной сплоченности.

2. Интеграция социального измерения в экономическую сферу. Экономический рост содействует социальной сплоченности. Однако экономическое развитие должно рассматриваться прежде всего как средство достижения "развития человека". Исходя из этого, международное сообщество приняло на себя обязательства искоренить бедность и обеспечить устойчивое развитие. Однако после саммита в Йоханнесбурге международное сообщество все более сознает, что устойчивое экономическое развитие зависит также от устойчивого социального развития и окружающей среды. Именно поэтому экономическая политика и социальная политика должны быть связаны более тесно, чем это было до сих пор.

Важнейшее значение для создания стабильных условий, необходимых для роста, играет здоровая макроэкономическая политика. Однако такая политика не может руководствоваться исключительно рыночными механизмами, иначе возникает риск ущерба в связи с негативными социальными последствиями. Рыночная экономика порождает, как и любая другая экономическая система, неравенство финансовых средств и финансового положения, и в настоящее время во многих европейских странах такое неравенство возрастает. Население будет терпеть такие различия до тех пор, пока и оно будет чувствовать, что может рассчитывать на равенство возможностей для улучшения своей судьбы. Однако если такие различия становятся слишком явными, и особенно если те, кто находится в трудном положении, считают, что они не могут надеяться на лучшее, что попали в ловушку бедности и социального отторжения, если они потеряли интерес к обществу, которое ничего не может им предложить, то тогда социально-экономические различия могут серьезно подорвать социальную сплоченность.

В условиях экономики, которая становится все более глобальной, все страны — и особенно те, которые находятся на этапе макроэкономической стабилизации — могут испытывать давление, которое заставляет их снизить уровень социальной защиты. И хотя такое давление может быть экономически оправданным, не следует забывать, что расходы па социальные цели, создающие фундамент для стабильного и прочного общества, являются оправданным капиталовложением в будущую экономическую жизнеспособность, а не только непомерной нагрузкой для экономики.

Социальная сплоченность также содействует экономическому развитию. Стабильное общество обеспечивает благоприятные условия для экономической деятельности. Рыночная экономика нуждается в людях, у которых есть средства на расходы; бедность не может дать прочной основы для экономического развития. Иными словами, то, что хорошо для социальной сплоченности, также хорошо и для бизнеса.

Право на труд является важнейшим из прав человека и ключевым элементом гражданственности. Доступ к всеобщей занятости и развитие достойных рабочих мест — важные факторы в борьбе с бедностью и отторжением. Следует отметить, что системы социальной защиты, помимо своей классической роли компенсации доходов, ныне пытаются оказать помощь как можно большему количеству людей в том, чтобы перейти из состояния пассивной социальной зависимости к активному участию в экономических процессах. В экономике, которая основана на знаниях, вложение в развитие человеческих ресурсов является одним из ключевых факторов вложений в будущий экономический рост. Однако распространение краткосрочных и негарантированных трудовых рабочих мест не будет содействовать социальной сплоченности, если это приводит к социальному отторжению.

В настоящее время ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность участников экономической деятельности. Отмечается интерес к вопросу социальной ответственности бизнеса и разрабатывается ряд средств для того, чтобы реализовать такую ответственность на практике. Важно развивать методы и инструменты оценки воздействия экономической деятельности на социальную сплоченность, а также юридические и финансовые инструменты признания и поощрения социального вклада (специальная маркировка, налоговые льготы и т.д.).

Мы присутствуем также при растущем стремлении со стороны граждан содействовать новым формам экономической деятельности, которые вписываются в цели социальной сплоченности через имеющиеся в их распоряжении средства, в частности через потребление и при использовании своих накоплений.

С учетом сказанного выше, проблема состоит в том, чтобы изыскать средства контроля над тем, чтобы рыночная экономика содействовала социальной сплоченности и не отторгала тех, кто представляет для нес меньше интереса как потребители. Это — жизненно важный вопрос в тот период, когда все больше ключевых областей, в том числе в некоторых случаях и основные услуги — которые раньше были публичными, а теперь приватизированными, — регулируются законами рынка.

3. Разработка новых этических принципов социальной ответственности. Общество является сплоченным тогда, когда его члены принимают на себя взаимную ответственность. Ценности существующего в Европе общества не всегда соответствуют такому подходу. Так, уделение исключительного внимания правам граждан не может быть достаточным основанием для того, чтобы построить социальную сплоченность. Права граждан лучше защищены в тех обществах, где граждане осознают свою ответственность, с одной стороны, в отношении прав, а с другой стороны — за всеобщее благосостояние. Помимо этого в рыночной экономике па первое место выдвигается конкуренция, что может иметь негативные последствия для социальных аспектов сотрудничества. Если исключительное внимание уделяется экономическим ценностям, то люди выдвигают на первое место свои собственные интересы, а не интересы и потребности других людей; в результате этого такие важнейшие для социальной сплоченности ценности, как доверие и солидарность, больше не передаются другим людям.

Каждый может сыграть свою роль в развитии чувства взаимной ответственности и взаимозависимости, которые необходимы и социальной сплоченности. Требуется, чтобы организации гражданского общества, образовательная система и родители развивали и осуществляли новые подходы к активной гражданственности. Так, например, в процессе воспитания своих детей родители должны передать им чувство социальной ответственности и сами следовать этим принципам в своей семье. Деловые круги и средства массовой информации (СМИ) должны осознать свою ответственность в отношении социальных последствий своей деятельности. Банки и финансовые институты должны обращать особое внимание па этические последствия капиталовложений.

Речь идет о том, чтобы вернуть смысл понятию общества, чувству принадлежности, соучастия, которые позволят достичь общих социальных целей. Это достаточно трудно сделать в рамках такой культуры, где столь большое значение придается личному развитию и в которой экономические и потребительские ценности, широко распространяемые некоторыми СМИ, подрывают более широкую концепцию солидарности. Благодаря своей стратегии социальной сплоченности Совет Европы пытается внести свой вклад в размышления над этими проблемами.

4. Поддержка семьи и поощрение семейной солидарности. Люди раскрываются полностью прежде всего в отношениях с другими людьми. Поэтому стратегия социальной сплоченности, притом, что она должна уважать независимость частной жизни и гражданского общества, одновременно должна стремиться поддержать семьи и другие сети и отношения, которые объединяют людей в более широкий круг солидарности.

Первый опыт и первые уроки солидарности даются именно в семье. Семья играет ключевую роль в подготовке детей к жизни в обществе. По мере того как растет зависимость пожилых людей, дети часто должны оказывать им помощь. Семья является также последним прибежищем в плане социальной защиты в трудные периоды. Изменение ценностей и поведения выражается в огромном разнообразии схем семейных отношений по сравнению с прошлым, но это ни в коей мере не снижает социальной роли семьи, ибо эта роль является столь же необходимой, как и в прошлом. В сложном и развивающемся обществе требуется оказывать семьям помощь в осуществлении их функций: родители, в частности, нуждаются в помощи для того, чтобы уравновесить негативные социальные и экономические факторы, примирить требования профессиональной жизни и семейной, а также суметь адаптироваться к такой ситуации, когда дети как личности рассматриваются в качестве носителей собственных прав.

Общество несет особую ответственность по отношении к тем, кто по той пли иной причине не может рассчитывать на поддержку и защиту со стороны семьи или какой-либо иной социальной сети. Особое внимание необходимо уделять правам и достоинству детей или пожилых людей, требующих ухода. Все меньшую роль играют традиционные формы ухода в специализированных учреждениях, и поэтому необходимо по мере возможности разрабатывать альтернативные методы ухода.

5. Содействие участию гражданского общества. Люди являются участниками многочисленных иных сетей и институтов, которые содействуют сплочению общества. Несмотря на снижение уровня участия в групповой деятельности, политические партии, профсоюзы и религиозные организации по-прежнему привлекают широкие слои населения к участию в социальных сетях. Благотворительные, спортивные и культурные ассоциации, а также организации, занимающиеся детьми и подростками, играют особо важную роль в строительстве социальной сплоченности и объединяют очень многих добровольцев для участия в социально полезной деятельности. Правительствам следует создавать благоприятный климат для поощрения этих организаций и проведения таких мероприятий, привлекая при этом таких партнеров, которые могут эффективно участвовать в программах, направленных на повышение уровня социальной сплоченности и осуществляемых под эгидой государства.

Необходимо признать неправительственные организации и получить помощь, для того чтобы содействовать этим организациям в более активной работе по укреплению социальной сплоченности.