Социальная солидарность и коллективное сознание

Проблема социальной солидарности занимала центральное место в научном творчестве Э. Дюркгейма так же, как и французской социологической школы в целом. О ней размышляли А. Сен-Симон, Ш. Фурье, О. Конт. Для социологии нет более гуманной задачи, считали ее представители, чем понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью, какие законы управляют межличностными отношениями. Но не только понять, а предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Не борьба классов, как для К. Маркса, а совместное существование всесторонне развитых личностей, т.е. их "солидарное бытие" является у Дюркгейма высшей целью.

Социальная солидарность – главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Солидарность у Э. Дюркгейма – синоним общественного порядка.

Социологический практикум

Идея социальной солидарности – центральная в социологии Дюркгейма – берет свое начато в учении О. Конта, который положил ее в основание социальной организации современного общества.

Чем различаются взгляды двух мыслителей на этот вопрос?

Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции. Его формами выступали религия, мораль, право. Коллективное сознание есть "нечто совсем иное, чем частные сознания, хотя оно осуществляется только в индивидах. Оно – психический тип общества, тип, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия существования", – поясняет сказанное Дюркгейм[1].

Коллективное сознание представляет для общества особую и предпочтительную ценность. Если общие верования, дорогие каждому идеалы и традиции оказываются под угрозой, то все сообща берутся за их охрану. Общие ценности и чувства могут разрушаться в результате нашествия врагов или преступлений самих соотечественников. Оскорбление общих верований как тягчайшее преступление карается особенно сильно. Так коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в этой борьбе еще большее единство.

Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос общественной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой.

Сосредоточившись преимущественно на коллективном сознании как основном предмете своей социологии, Дюркгейм рассматривал через его призму всемирную историю и динамику общества, эволюцию религии, экономических институтов, наконец человеческого поведения. Считал, что последнее не сводится к сумме индивидов, а коллективное сознание – к сумме индивидуальных. Социальная солидарность – вот то новое качество, благодаря которому целое превышает сумму частей. Во всемирном масштабе она проходит две исторические ступени: 1) механическую солидарность, обозначающую первобытное общество (разделение труда не развито, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом); 2) органическую солидарность, характеризующую современное общество (разделение труда развито, узкая специализация, рыночные отношения, свобода личности).