Социальная система и структура социума

Социум как глобальная социальная система представляет собой сложное целостное образование, включающее ряд подсистем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку.

Для социальной педагогики понимание социума как социальной системы позволяет лучше увидеть ресурсы и возможности социума, закономерности их развития и выявить наиболее эффективные методы и формы их реализации в педагогическом процессе. Поэтому социальная педагогика рассматривает социум с позиций деятельности личностей в процессе социализации со всеми ее социальными (социально-психологическими, социально-этническими, социально-демографическими, социально-профессиональными, социально-классовыми и др.) детерминантами. Для понимания сущности взаимодействия субъектов и объектов социализации в социуме целесообразно рассмотреть предложенную Л. А. Зеленовым вертикальную и горизонтальную структуры социума. Рассмотрим каждую из них.

1. Вертикальная структура социума представляет собой взгляд на содержательную часть социума. Люди, индивиды и социальные общности образуют стабильный социальный субстрат социума, общественной жизни.

История социума – это история деятельности людей: медицинской, экономической, политической, военной, педагогической, художественной и т.д.

Деятельность – это функциональный стержень общественной жизни, разные формы целесообразного взаимодействия людей с предметным миром.

Эта деятельностная природа социума до сих пор недостаточно осознается в социологической и обществоведческой деятельности – говорят об управлении, а не об управленческой деятельности; об образовании, а не о педагогической деятельности; о политике, а не о политической деятельности; об экономике, а не об экономической деятельности, и т.д.

Но любая человеческая деятельность базируется на субъектных основаниях, на том потенциале социальных субъектов, который и реализуется в деятельности.

В качестве такого потенциала выступают две родовых сущностных силы человека: потребности и способности.

Эти две силы являются прежде всего родовыми, потому что они присущи всем людям, всему человеческому роду. Они являются сущностными силами, потому что охватывают то главное, глубинное в человеке, что получает разные формы, разные проявления, модификации.

Социальная потребность – это побудительная сила человека, "пусковой механизм", стартер в структуре человека, направленная на взаимодействие с социумом, с социальной средой. Это нужда человека в общении с себе подобными, во взаимодействии с ними (см. Приложение 2).

Социальная способность – это деятельная сила человека, сила, которая действует в направлении, задаваемом потребностью социальной среды.

Без соответствующей способности не может быть и соответствующей социальной деятельности (см. Приложение 3).

Формирование социальных потребностей – задача воспитания, формирование социальных способностей – задача образования и обучения.

Социальная ценность – это то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности не только духовные, но и чувственные, витальные, а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры и общества.

Как уже говорилось, индивид становится личностью в ходе социализации, т.е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения (см. Приложение 4).

Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

Социальная деятельность основана на соответствующих ей потребностях и способностях. Социальная деятельность – ото совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.

Но любая человеческая деятельность с ее носителем (а в нем потребности, способности и ценности) генерирует соответствующие ей социальные отношения, в которые люди вступают в ходе деятельности. Скажем, экономические потребности (в материальных благах), экономические способности (рабочая сила) и экономические ценности (благосостояние человека) людей реализуются в экономической деятельности, а она определяет становление и существование экономических отношений. Подобное можно сказать о педагогической, политической, художественной, экологической и другой деятельности (см. Приложение 5).

Социальные отношения – пятое социальное образование в вертикальной структуре социума. Социальные отношения – это совокупность связей и отграниченностей социальных субъектов в ходе их совместной деятельности. Сколько деятельностей, столько и социальных отношений. Поскольку интересы человека разнообразны и многообразны, но отражают определенные области его жизнедеятельности, то и отношения собственно имеют свои типы, характер, интенсивность и т.д.

Кроме того, нужно помнить, что в процессе освоения социального опыта люди вступают в различного рода отношения, в основе которых, как уже говорилось, лежит их взаимодействие. В ходе такого взаимодействия возникают социальные отношения. Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности (см. Приложение 6).

Социальные институты – это исторически сложившиеся организационные формы деятельности и отношений. Например, педагогическая деятельность исторически породила свои институты: школа, вуз, гимназия, лицей, колледж, институт повышения кадров, магистратура, аспирантура, докторантура и т.д. Сколько деятельностей – столько и типов социальных институтов. Социальный институт – это более сложное образование социума, потому что в нем задействованы люди с их потребностями, способностями, деятельностью и отношениями.

Детерминация социальных институтов отношениями и деятельностью позволяет на этом основании выделить восемь типов социальных институтов: экономические, педагогические, управленческие, научные, художественные, медицинские, экономические, физкультурные и др. Мы говорим именно о типах, а не о видах институтов, потому что в границах типа создаются и существуют многочисленные конкретные социальные институты. Скажем, в рамках художественной сферы существуют такие институты, как музеи, театр, кинотеатр, телестудия, мастерская художника, творческий союз, библиотека, мемориал, киностудия, кружок изобразительного искусства, центр эстетического воспитания и т.д. Их объединяет общая цель художественной деятельности.

Для социально-педагогического анализа социальных институтов важны не все, а некоторые характеристики: статус социального института; ресурсы и возможности социального института; возможности и условия входа и выхода из него; социальная направленность деятельности; открытость или закрытость социального института в социуме.

Таким образом, в социуме, образуемом демографической подсистемой города, села (люди, население), можно выделить шесть социальных образований: социальные потребности; социальные способности; социальные ценности; социальная деятельность; социальные отношения; социальные институты (см. Приложение 7).

Совокупность, интеграция этих социальных образований создает сферу общественной жизни, сферу городского (сельского) социума. В соответствии с типологией деятельности как функционального стержня социума можно говорить и о восьми сферах жизни общества. Социум предстает как система сфер общественной жизни.

Эти шесть социальных образований создают своим инвариантным ОГЛАВЛЕНИЕм то, что можно назвать сферой общественной жизни, сферой социума. Например, экономическая сфера общества включает в себя соответствующие экономические потребности, способности, ценности, деятельность, отношения и институты. Подобное необходимо сказать об управленческой, педагогической, художественной и другой деятельности.

2. Горизонтальная структура социума отражает значимые для него сферы жизнедеятельности общества, города, села и т.д.

Функциональным стержнем социума является деятельность, и именно она задает типологию потребностей, способностей, отношений, институтов, т.е. всех социальных образований, формирующих сферу социума или сферу общественной жизни: типология деятельности определяет типологию сфер социума, т.е. его горизонтальную структуру.

Какая же деятельность исторически сложилась как социальный констант в системе социума?

Многолетние исследования этой проблемы приводят к выводу о существовании восьми сфер социума как его социального константа, т.е. таких сфер, которые инвариантны относительно временны́х (эпохи) и пространственных (страны) преобразований.

Они существуют как полярные и образуют четыре пары сфер социума:

1) экономическая и экологическая;

2) научная и художественная;

3) педагогическая и управленческая;

4) медицинская и физкультурная.

Развитие человека как социального существа происходит целенаправленно в ходе педагогической и управленческой деятельностей:

педагогическая деятельность передает индивиду социальный опыт человечества, который генетически не наследуется, а формирует готовность человека к деятельности;

управленческая деятельность мобилизует человека на социальную деятельность, превращает потенциальное (готов действовать) в актуальное (действую).

Таким образом, в конечном счете мы получаем восемь константных родов деятельности общества, которые формируют соответствующие восемь сфер социума: экономика, экология, наука, искусство, педагогика, управление, медицина, физкультура.

Вся другая деятельность или сферы социума являются:

• или видами названных (политическая деятельность – вид управленческой, музыкальная деятельность – вид художественной);

• или их синтезами (оздоровительный бег, лечебная гимнастика);

• или их интеграцией (военная деятельность – мобилизация всего потенциала социума в критический момент его истории).

Что касается сфер досуга, семьи, культуры, творчества, которые нередко выделяют в качестве особых, то о них следует сказать:

• досуг – это не деятельность и не сфера, а свободное время граждан, заполняемое восьмью вышеперечисленными видами деятельности;

• семья – это не деятельность и не сфера, а социальная ячейка, в которой специфически реализуется названная деятельность;

• культура – это не деятельность и не сфера, а качественная позитивная характеристика каждой деятельности как ценности;

• творчество – это не деятельность и не сфера, а уровень осуществления деятельности, создание нового в данной деятельности.