Социальная сфера общества

Социальная сфера общества представляет собой систему исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными общностями людей. Различают три основных типа общностей:

• естественно-исторические (раса, поколение, пол);

• этноисторические (род, народность, нация, этнос);

• социально-исторические (сословия, касты, классы, страты).

Особой формой общности, в которой есть черты всех типов общностей, является семья – общность супругов и их детей, предполагающая половое и возрастное разделение труда. Главная функция семьи – воспроизводство человеческого рода, благодаря семье ребенок впервые вступает в общение, включается в систему социальных связей, осваивает культуру и формируется как полноценная личность. Основой семьи является брак – санкционированные обществом отношения мужчины и женщины. Семья и брак развиваются одновременно с развитием общества и последовательно приобретают различные формы.

Исторически первой формой брака считается групповой брак, при котором все мужчины одного рода являются потенциальными мужьями всех женщин другого рода. При этом супруги остаются жить в своих родах, а рождающиеся дети принадлежат роду матери. Более поздней формой является парный брак – относительно устойчивый союз мужчины и женщины, не предполагающий совместного ведения хозяйства. Групповая и парная формы брака характерны для эпохи матриархата, поэтому главную роль в таких союзах играют женщины. С возникновением патриархата меняются формы семьи и брака. Главенство мужчины приводит к моногамии и патриархальной семье. Моногамная семья – общность не только биологическая, но и экономическая, выполняющая функцию воспроизводства и наследования собственности.

Раса – наиболее широкая естественно-историческая общность, это группа людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически. Общими чертами являются цвет кожи, цвет и разрез глаз, очертания головы, форма носа, структура волос, т.е. несущественные физические свойства. Биологические черты, которые определяют сущностные видовые признаки человека (объем и строение головного мозга, особенности скелета и мышц), одинаковы у представителей разных рас.

Выделяют три основные расы, европеоидную, монголоидную, негроидную. Расовые различия можно определить только статистически, т.е. у представителей одной расы могут быть свойства другой расы: монголоидный нос у негроида, европеоидный рост у монголоида и проч. Кроме того, существуют смешанные расовые типы: метисы – потомки представителей европеоидной и монголоидной рас (индейцев) и мулаты – потомки представителей негроидной и европеоидной рас. Помимо этого выделяют неопределенные типы, которые изначально несут на себе признаки разных рас. Например, аборигены Австралии представляют собой тип, в котором смешаны физические характеристики европеоидной и негроидной рас, а аборигены Полинезии – всех трех основных рас.

Пол как естественно-историческая общность также складывается на основе биологического различия людей. Различие социальной и культурной жизни разных полов с развитием цивилизации постепенно преодолевается, а эмоциональные и интеллектуальные качества, которые традиционно приписываются одному полу, вполне могут быть свойственны другому, но биологические различия при этом остаются.

Поколение – естественно-историческая общность, которая во многом выделяется условно. Социологи предлагают разные критерии для определения границ между поколениями, одни выделяют поколения по принципу отцы – дети, т.е. устанавливают разницу примерно в 25 лет, другие – 15 или 10 лет. Безусловно, возрастные различия между людьми определяют различия в их социальном и культурном положении, однако связывать эти различия только с возрастом было бы нелепо. Очень многое зависит от других обстоятельств, например, от ценностей, которых придерживается человек, мировоззрения, профессии, этнических различий.

Первой формой этноисторической общности является род – первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории, составляют племя. В своем развитии род прошел два этапа: материнский род (матриархат) и отцовский (патриархат).

На этапе патриархата род постепенно превращается в народность, она появляется в результате смешения племен и вытеснения кровнородственных связей. Народность – уже не родовая, а языковая, территориальная и культурная общность людей.

По мере развития капитализма и возникновения рынка важную роль в отношениях между людьми начинают играть экономические связи, экономическая интеграция постепенно превращает народность в нацию. Нация – форма общности людей, которая создастся благодаря общности территории и экономической жизни, единству языка, культуры и ментальности. Ни одна из характеристик нации, взятая в отдельности, не является достаточной для выделения этого типа общности. Например, существуют нации, которые не проживают на одной территории, и, напротив, на одной территории могут сосуществовать разные нации. С одной стороны, представители различных наций могут говорить на одном языке, а с другой – существуют и полиязыковые нации. Что касается единства экономической жизни, то в условиях глобализации экономическая жизнь становится единой для множества наций, при этом этнические различия, связанные с особенностями языка, культуры, ментальности, никуда не исчезают.

В современных социологических исследованиях широкое распространение получил термин "этнос". Слово "нация" латинского происхождения, а "этнос" – греческого, но оба они означают "народ". Понятие "этнос" употребляется при необходимости акцентировать ментальные, языковые или культурные различия между людьми, а в понятии "нация" подчеркивается единство экономической жизни и компактность проживания народов.