Лекция 19. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Здоровье человека имеет исключительное значение для общества, поэтому государственная политика в области здравоохранения должна обеспечить все меры, которые служат сохранению (первичная профилактика), восстановлению (лечение, реабилитация, вторичная профилактика) и укреплению здоровья населения. При этом политика в области здравоохранения постоянно имеет дело с противоречивыми интересами: например, интересами работодателей и застрахованных, интересами страховых компаний и лечебно-профилактических учреждений и самого государства.

Во времена существования Советского Союза здравоохранение было полностью государственным делом и медицинские услуги в лечебно-профилактических учреждениях оказывались бесплатно. Практически спрос на медицинские услуги определялся (ограничивался) тем объемом предложения, которое заказывало и обеспечивало государство.

Реформы, вызванные рыночными отношениями в обществе и проводимые в здравоохранении с 1989 г., направлены были на введение обязательного медицинского страхования. Однако они проходили и проходят сложно, не так, как это предполагалось с введением Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

Следует отметить, что в последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья населения России, обусловленное следующими причинами:

• ростом числа насильственных и неестественных причин смерти (убийств, самоубийств, дорожно-транспортных происшествий и др.) в основном за счет трудоспособного населения;

• значительным повышением уровня социально опасных и социально значимых заболеваний — инфекционные болезни, алкоголизм, наркомания, психические расстройства, венерические болезни; возросла заболеваемость сифилисом, СПИДом, туберкулезом;

• ростом числа хронических заболеваний;

• недостаточным уровнем охраны материнства и детства (возросла заболеваемость новорожденных, ухудшилось общее состояние здоровья детей).

Сложившаяся к этому времени система здравоохранения, финансируемая по остаточному, а функционирующая по затратному принципу, оказалась не готовой в максимально возможной степени сдерживать негативные процессы в состоянии здоровья населения.

Практически здоровые люди составляют в России лишь 20% населения, больные в состоянии компенсации 30%, а в состоянии декомпенсации 50%. Эти показатели свидетельствуют об относительно невысокой эффективности системы профилактики и актуальности се реструктуризации. Переходный период 1990-х гг. вызвал серьезные трудности в осуществлении профилактики заболеваний, особенно в укреплении здоровья населения. Здравоохранение в Российской Федерации традиционно ориентировано не на профилактику, а на лечение заболеваний: от 70 до 80% выделяемых ресурсов в здравоохранении идет на стационарный (госпитальный) сектор. Существующая система первичного здравоохранения не поддерживает развитие профилактики и укрепление здоровья.

Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные категории населения, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. К таким категориям относятся часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, несовершеннолетние матери, многодетные и асоциальные семьи, ВИЧ-инфицированные и т.д.

Социальная работа в здравоохранении имеет много общего с медико-социальной помощью. По при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций.

У социальной работы свои задачи в области сохранения здоровья. В своих вмешательствах и методах она должна учитывать состояние здоровья, возможные медицинские услуги и необходимые финансовые ресурсы. Большое значение имеет также тесное сотрудничество социальных работников с органами государственного здравоохранения.

Необходимость развития профилактической медицины становится наиболее актуальной. Это потребует сотрудничества медиков, педагогов, социальных работников и всех ветвей власти: законодательной и исполнительной на всех уровнях, так как необходимо предусматривать в бюджетах средства на реализацию целевых профилактических программ.