Лекция 22. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В КОНФЕССИЯХ

Религиозные отношения являются одним из видов социальных отношений, а религия как форма общественного сознания помимо религиозных выполняет и ряд социальных функций. К ним можно отнести следующие функции: мировоззренческую, регулятивную и компенсаторскую.

Мировоззренческая функция предусматривает стремление религии создать собственную картину мира, схему совершенствования общества, определить место человека в системе природы и общества[1].

Регулятивная функция состоит в создании религией собственной системы норм и ценностей для верующего человека, реализующейся в традициях, культовых действиях, семейно-бытовых привычках (данная функция закрепляет и хранит веру в сверхъестественное).

Компенсаторская функция — это способность религии давать верующему компенсацию, которая не соответствует действительности и предоставляет надежду на лучшее существование в потустороннем мире; совокупность присущих массе верующих представлений, чувств, состояний духа, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей, и религиозную идеологию, в основе которой лежит система идей, разработкой и пропагандой которой занимаются религиозные организации. Религиозная идеология является основой для объединения верующих, создания религиозной организации. Основными источниками для развития религиозной идеологии выступают священные тексты и писания, например, Библия — в христианстве, Коран — в мусульманстве.

Конфессия (от лат. "confessio" — исповедание) — это особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

В 1054 г. произошел раскол христианской церкви па западную (католическую) и восточную (православную). Католическая церковь централизована, православная (после падения в 1453 г. Константинополя — столицы православного мира) не имеет подобной централизации.

Православие (от греч. "óp6o6o£ía" — ортодоксия) — это правильное учение в отличие от искаженного, ложного, провозглашающего своей обязанностью сохранить вероучение Иисуса Христа в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, в Священном Предании и решениях первых семи Вселенских Соборов (IV—VII вв.). Петром православия до 1453 г. (захват турками Константинополя) являлся Константинополь (Царьград, как его называли на Руси).

В православии существует система культовых действий, основу которых составляют:

• семь таинств — крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, соборование, священство;

• поклонение кресту — символу христианской веры (кресты носят верующие, кресты венчают храмы, во время богослужения священники и верующие совершают крестное знамение);

• поклонение иконам — живописным или рельефным изображениям Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа, троицы, Богородицы, святых, апостолов и др.;

• поклонение святым мощам — останкам святых умерших, по Божьей воле оставшихся нетленными, обладающими даром чудотворения (мощи Сергея Радонежского, Серафима Саровского, Матроны и др.);

• поклонение христианским святым — лицам, которые вели праведную жизнь, отличились заслугами и подвигами.

В своем учении о спасении православие исходит из понимания, что "Бог есть любовь", и главная млея христианства — спасение человечества от зла, причиной которого является грех — акт личности, направленный против совести, морали, Бога.

Православие отличается от других конфессий пониманием Царства Божия — состояние души, очищенной от всякого зла, а не награда за добрые дела (для католиков Царство Божие — место, где христианин, искупленный Христом от наказания за грехи, получает от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства).

Особенностью православия является понимание духовной жизни, сущность которой заключается в любви, бескорыстной жертвенности.

Католицизм (от греч. — вселенский, универсальный) — самая значительная по числу приверженцев не только из христианских конфессий, но и всех мировых религий. Римско-католическая церковь централизована, имеет единый всемирный центр — Ватикан (независимое государство, созданное по Латеранскому соглашению -конкордату между Римско-католической церковью и итальянским государством от 11 февраля 1929 г.). Ватикан расположен в западной части Рима. Как суверенное государство — имеет герб, флаг, гимн, почту, радио, телевидение, прессу и другие государственные атрибуты.

Согласно конституции Ватикана, Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. Правящим органом Ватикана является Святой престол, центральным административным аппаратом — Римская курия, руководящая церковными и мирскими организациями в различных странах мира. При Папе действует Церковный синод, в который входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, руководители монашеских орденов, лица, назначенные Папой.

Во главе католической церкви стоит Папа Римский (так с III—IV вв. стали называть себя римские епископы), считающийся в католицизме "наместником Бога на земле", власть которого выше власти и решений Вселенских Соборов. В отличие от православия, признающего решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм развивал свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которые образуют постановления XXI Вселенского Собора, официальные документы Главы католической церкви — Папы Римского.

Протестантизм (от лат. — несогласный, открыто провозглашающий, публично доказывающий) — это крупная христианская конфессия, получившая распространение на всех континентах, начиная с XVI в. Протестантизм возник вследствие второго раскола в Римско-католической церкви, получив название "реформация" — религиозно-общественное движение в Западной Европе, направленное против католической церкви, феодального строя. Возникновению протестантизма способствовали глубокие социально-нравственные предпосылки: кризис католической церкви и папства (церковные должности покупались и продавались, аморальное поведение духовенства), утрата тотального контроля над духовной жизнью западноевропейского общества, распространение гуманизма, поставившего под сомнение многие догматы христианства.

Протестантизм включает в себя множество разнообразных церквей — от больших, имеющих сложную организационную структуру, до малочисленных, насчитывающих несколько сотен верующих.

Принципами протестантизма являются:

а) высший авторитет Библии;

б) оправдание только верой;

в) общее священство верующих.

При всем многообразии протестантизма есть общее признаки, позволяющие считать его христианской конфессией:

• отказ от догмата о спасительной роли церкви;

• отказ от авторитета Священного Предания и признание только Священного Писания (Библию), которое должно переводиться на национальные языки (поэтому с точки зрения православия и католицизма протестантские церкви потеряли преемственность от апостолов);

• отказ от священников как посредников между человеком и Богом па земле (протестантские пасторы — наставники, обучающие вере и проводящие богослужение, служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи);

• признание личного отношения человека и Бога (каждый крещеный христианин получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение без посредников, служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи);

• доктрина оправдания верой — спастись можно не добрыми делами (как считают католики, православные), а только уверовав в спасительную веру Христа;

• признание догмата о предопределении человеческой судьбы (каждый человек до рождения предопределен спастись или погибнуть, никто не знает об этом, но успешные дела, накопление богатства являются косвенным признаком избранности человека);

• отказ от учения о таинствах (из семи христианских таинств протестанты оставили два — крещение и причастие);

• отказ от института монашества (протестанты ориентируют верующих не на отход от мирской жизни, а на следование божественным заповедям в миру); и др.

Главными принципами протестантизма являются: спасение личной верой, принцип общего священства, почитание Святого Писания (отрицание Святого Предания), отрицание посреднической роли церкви в вопросах спасения, признание только таинств крещения и причащения. Баптисты верят в триединого Бога, бессмертие души, рай, считают человека греховным, порочным. Общины возглавляют пресвитеры, избираемые членами общины, которым помогают дьяконы и проповедники. Молитвенные дома баптистов не отличаются от обычных жилых домов, главным их убранством являются плакаты (например, "Бог есть любовь"), богослужения совершаются два-три раза в неделю по определенному сценарию.