Лекция I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В результате освоения темы студент должен:

знать

• основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины;

• категории, принципы и закономерности социальной работы;

• основные концепции и теории в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

уметь

• выделять основные тенденции и этапы развития социальной работы в России и за рубежом;

• учитывать специфику социокультурного развития объекта социальной работы;

владеть

• навыками сравнительного анализа общего и специфического в развитии социальной работы на разных этапах истории России и зарубежных стран;

• основными знаниями, необходимыми для реализации практики психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы.

Социальная работа как феномен цивилизованного общества

Научное осмысление социальной работы в России

Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток сто применить; с научного изучения социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся, основанного на различных философских, психологических, психотерапевтических, социологических, медицинских подходах.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет в трех направлениях.

Во-первых, определяется место теории социальной работы в процессе развития таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология.

Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической парадигмы социальной работы как специфического объекта исследования.

В-третьих, выявляется взаимодействие теории социальной работы с другими науками о человеке и обществе.

Существует много подходов к проблеме определения научного статуса социальной работы:

Первая группа подходов рассматривает ее как прикладную дисциплину, ориентированную на изучение проблем отдельной отрасли, сферы общественной науки – социального развития.

Вторая – определяет социальную работу как науку, включающую в себя как фундаментальную, так и прикладную проблематику.

Третья – систематизирует научное знание в области социальной работы по важнейшим проблемам и отраслям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинскому обслуживанию, образованию, обеспечению работой, охране общественного порядка, пенсионному обеспечению, помощи малообеспеченным семьям и др.

Есть подходы, говорящие о ненаучности социальной работы, неразвитости ее теорий.

Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира происходит в двух направлениях.

Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения поведения, бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминирования познавательных ориентаций.

Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы и социальной практики.

В теории социальной работы сложились системные представления о:

• социальной помощи и защите;

• социальных гарантиях и социальном обслуживании населения, оказавшегося в сложных жизненных ситуациях.

Становление научных основ социальной работы в России протекает в условиях постоянных дискуссий, ведущихся, в том числе по вопросам:

• предмета социальной работы как науки;

• статуса социальной работы как области практической деятельности;

• объема основных знаний и умений учебной дисциплины.

• компетенции и компетентности профессионалов социальной работы.

Первые теоретические исследования в области теории социальной работы были выполнены следующими российскими учеными: С. А. Беличевой, В. Г . Бочаровой, С. И. Григорьевым, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакиным, В. И. Жуковым, И. Г. Зайнышсвым, И. А. Зимней, А. А. Козловым, В. В. Колковым, Л. И. Кононовой, П . Д. Павленком, А. М. Пановым, А. С. Сорвиной, E. Р. Смирновой, Е. Г. Студеновой, Л. В. Топчием, М. В. Фирсовым, Е. И. Холостовой, Б. Ю. Шапиро, Т. В. Шеляг, Н. Б. Шмелевой, Η. П. Щукиной, В. Н. Ярской и др.

Они дали первые определения категориального аппарата социальной работы как теории и как практики (технологии) социальной деятельности, определили предмет и объект социальной работы, ее взаимосвязь с другими науками.

Социальная работа как область общественной практики и общественного познания в России развивается под влиянием таких факторов, как:

• становление системы социальной защиты населения;

• развитие учреждений социального обслуживания;

• взаимодействие государственных, общественных формирований социальной помощи и поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

• усиление социального напряжения в обществе в целом;

• формирование государственной социальной политики.

Теория социальной работы представляет собой отражение процесса функционирования и развития сложной системы социального развития, где каждый компонент структуры может выступать и причиной, и следствием характера социальных процессов одновременно.

Предмет исследования социальной работы как науки – социальные отношения и взаимосвязи разных уровней – является отражением этой сложной полицентрической системы, основными компонентами которой становятся люди с их биосоциальной природой, как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, обладающие разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающиеся психологией и степенью активности участия в социальных процессах.

Именно то обстоятельство, что человек, действующий в различных сферах жизнедеятельности (экономической, социальной, духовной, семейно-бытовой и т.д.), является основным объектом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное ОГЛАВЛЕНИЕ теории социальной работы как науки.

Структура социальной работы как науки обусловливается не только отношением людей друг к другу, но и отношением людей к идеям, знаниям; взаимосвязями знаний различных областей и технологий социальной работы.

Структурный анализ теории социальной работы как относительно самостоятельной системы научных знаний следует начать с выяснения характера взаимосвязей и отношений, носителями которых являются органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания, а также специалисты социальной работы.

С функциональной точки зрения социальная работа рассматривается как взаимодействие ее субъекта и объекта, как частный случай социального управления, где объект подвергается целенаправленному воздействию, а субъект осуществляет такое воздействие.

Объект социальной работы рассматривается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом может выступать либо сторона этого объекта, например социальная ситуация клиента, либо (чаще всего) закономерности социальной работы.

Объектом социальной работы в его широком понимании выступает все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от условий, которые в значительной мере предопределяются развитием общества, состоянием социальной сферы, ОГЛАВЛЕНИЕм социальной политики, возможностями ее реализации.

Так, например, в разные периоды жизни человека могут возникать различные проблемы: ухудшение состояния здоровья или финансового положения, конфликты в семье, стрессовые ситуации и т.д. Поэтому большинство людей в той или иной степени нуждается в квалифицированной помощи специалиста по социальной работе.

Классификация основных направлений социальной работы:

• состояние здоровья людей, которое не позволяет им самостоятельно решать жизненные проблемы (у инвалидов, как взрослых, так и детей; их семей; у лиц, склонных к суицидным поступкам, и т.п.);

• экстремальные ситуации (локальные войны, техногенные катастрофы);

• старость как социальная проблема;

• бедность и трудное материальное положение наиболее уязвимых категорий населения;

• девиантное поведение в его различных формах и видах;

• бродяжничество, бездомность, вынужденная миграция;

• беспризорность и безнадзорность;

• правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных и т.д.

Субъектами социальной работы выступают:

• государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разных уровней;

• учреждения социального обслуживания населения;

• администрации организаций и учреждений;

• общественные, благотворительные, частные организации и учреждения;

• люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах;

• преподаватели и исследователи социальной работы;

• непосредственно сам человек как объект социальной работы.

В социальной работе проявляются все три уровня взаимодействия объективного и субъективного как на макро- или мезоуровне, так и на микроуровне жизнедеятельности членов общества, что отражает не только сложность, многоуровневость системы социальной работы, но и неразрывность, целостность и необходимость соответствующих организационных структур по управлению и регулированию взаимоотношений людей с окружающей их материальной, социальной и духовной средой на федеральном, региональном, производственно-бытовом и общественном уровнях.

Субъект социальной работы (специалист, социальная служба определенной направленности, учреждение или ведомство защиты населения в целом) и ее объект (конкретный человек, семья, социальная группа или другая общность) сами по себе представляют весьма сложные социальные и биосоциальные системы, которые исследуются многими научными дисциплинами. Научные достижения и результаты этих исследований теория социальной работы игнорировать не вправе.

Так, например, своеобразие социальных процессов состоит и в том, что они активно влияют на все стороны общественной жизни, как бы пронизывают ее интересами и потребностями личности, семьи, социальной или социально-демографической группы, а поэтому целенаправленное воздействие на них в социальной работе невозможно без учета научных достижений теории социального управления. Вот почему закономерности и специфика управленческих отношений, складывающихся в социальной работе, являются важным компонентом ее структуры как науки. Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки, следует выделить такие, как отношения субординации, координации, корреляции.

Отношения субординации – это связи между органами управления, трудовыми коллективами и между отдельными лицами, выражающие подчинение одних другим при реализации общей цели управленческой деятельности. Отношениям субординации соответствуют определенные организационные формы управленческих органов, которые обеспечивают реализацию соподчинения. Такая связь характерна, например, для государственных органов социальной защиты и обслуживания населения, которые наделены распорядительными функциями и используют властные методы управленческого воздействия, что диктуется необходимостью налаживания совместной работы коллективов, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса.

Отношения координации – это связи между собой участников управленческого процесса, не соподчиненных друг с другом непосредственно, в процессе согласования ими своих действий в ходе реализации индивидуальных и общих целей. Расширение и углубление взаимосвязей между экономическими, политическими, духовными и социальными элементами общественной жизни предполагает усиление роли системности, комплексности в социальной работе, повышение значимости отношений координации в управленческом механизме социальной работы.

Для социальных систем, как уже отмечалось, характерным является то, что человек выступает главным компонентом их структуры. Взаимодействие разнопорядковых структур компонентов систем повышает значение корреляционных связей в них. Смысл корреляционных связей заключается в опосредованности проявления причинно-следственных связей подчас весьма сложного сочетания целой совокупности причин и следствий поведения системы. Это особенно характерно для теории и практики социальной работы, где зависимость носит всесторонний глубокий и многоуровневый характер, а причина того или иного явления может испытывать прямое или косвенное воздействие собственного следствия.

Предметная сущность социальной работы воплощена в сложнейшем феномене "социальности", который выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа, классы и т.д.) в обществе как системе. В цивилизованном обществе такое сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения осуществления демографической политики, творческого самоутверждения всех входящих в общество социальных субъектов. Все эти условия и предпосылки, составляющие сущность понятия "социальность", являются важнейшим ориентиром, критериальной базой социальной работы.

Для обозначения предмета теории социальной работы особый интерес представляет анализ категории социальная деятельность как совокупности изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой. Социальная деятельность служит целям самореализации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания ею для себя наиболее благоприятных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Социальные отношения, в широком смысле слова, выражают связи, контакты между людьми, занимающими различное положение в обществе, его социальной структуре.

Рассмотрим, какое же место занимает в социальном пространстве и времени главный объект нашего анализа – социальная работа во всех ее структурных организованных формах и динамике развития.

Социальное пространство как форма общественного бытия предстает в виде обширного "поля", где на разных уровнях и в различных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, развертываются многообразные социальные связи и отношения между различными общественными субъектами.

Вместе с тем социальная деятельность видится как процесс, развернутый во времени, находящийся в непрерывном движении ее структурных элементов и образований.

Без глубокого, всестороннего знания своего объекта, его составных частей нельзя осуществлять полноценную и эффективную профессиональную деятельность. Поэтому наряду с понятием "социальное пространство" важно дать характеристику социальной сфере, которая рассматривается наряду с экономической, политической, духовной сферами, образуя с ними единую в структурном и функциональном отношении целостность – общество. Главная функция социальной сферы – воспроизводство и развитие общества и личности как творца собственной жизнедеятельности. Эта функция подразделяется на ряд производных – социоинтегративную, социально-адаптивную, социопродуктивную, социодинамическую.

Важнейшие грани аналитической работы в социальной сфере – изучение элементарных и высших потребностей субъекта и выявление потенциала этих потребностей в соответствии с научно-обоснованными нормативами.

Главным предметом исследований являются социальные отношения, взаимосвязи и взаимодействия между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит, и различающимися по уровню и качеству жизни, источникам и величине доходов, по структуре личного потребления и т.д.

Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Главная цель социальной работы – забота о благосостоянии и развитие потенциала личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию.

Таким образом, понятие "социальная работа" интенсифицирует определенную область научного знания, относящегося к социальной сфере в целом, а также личности и ее проблемам в обществе, и вопросам оказания социальной помощи и поддержки нуждающегося в ней населения.

Системные исследования в области теории социальной работы начались в России с 1992 г. В первых исследованиях были предприняты попытки определить цели и задачи социальной работы, ее научную область познания, сформулировать принципы и закономерности, обозначить предмет и объект исследования.

В этот период существовал достаточно большой разброс мнений в определении сущности социальной работы, ее концепции, объектно-предметных связей.

М. В. Фирсов разделяет все эти исследования на группы, придерживающиеся "индивидуального", "личностного" подхода к теоретической схеме социальной работы, средового; "социетального" подхода, где в качестве базовой схемы сущность социальной работы рассматривается в традиционном русле для отечественного познания в субъектно-объектной схеме.

Так, в учебной программе "Теория и методика (технология) социальной работы" Н. С. Данакин определяет социальную работу как "содействие людям в решении их личностных проблем". Характерно, что теоретическая конструкция программы предполагает изучение основных направлений познания социальной работы, которыми являются проблемы личности в ее взаимоотношениях с группой, обществом, в рамках социальных дезадаптивных и девиационных процессов.

И. А. Зимняя ввела новое понятие – "социоэкология личности", которое, по ее мнению, отражает "междисциплинарные тенденции", присутствующие в теории и практике социальной работы. Тем самым она предлагает идентифицировать не область познания, а междисциплинарную науку "в самом строгом и полном смысле этого слова". Объектом такой научной отрасли должно являться "взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, социумом"; предметом – "личностная и социальная защита (самозащита) человека".