Лекция 12. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США

В XX в. на систему социальной помощи и поддержки на Западе серьезное влияние оказывали преобразования, проводившиеся в Советском Союзе. Повсеместно на Европейском континенте и в Америке стала развиваться система социального обеспечения.

Под социальным обеспечением в Соединенных Штатах Америки понимали совокупность отдельных видов обеспечения нетрудоспособных членов общества.

Оно включало программы по пенсионному обеспечению престарелых и их семей, "Медикер", страхование по безработице, а также такие программы, как компенсационные выплаты рабочим, инвалидам войны, пенсии железнодорожникам и больным, страдающим профессиональными заболеваниями.

Основной программой, регулирующей пенсионное обеспечение но старости, по линии государства является Общая федеральная программа социального страхования (ОФП - Government programs for old-age, survivals, disability and health insurance). Она финансируется специальными страховыми фондами и действует на основе принципов, утвержденных согласно Закону о социальном страховании 1935 г., а также внесенных в него последующих дополнений и поправок.

Общая федеральная программа является крупнейшей в стране, с которой не может конкурировать ни одна из федеральных или штатных программ социального страхования ни по числу получателей пенсионных пособий, ни по объему их выплат.

У наемных рабочих и служащих автоматически вычитается из их заработной платы налог на социальное страхование. Аналогично его выплачивают из своих фондов и самозанятые, т.е. лица, работающие по найму: врачи, юристы, священники, мелкие бизнесмены и т.п. Определенные суммы в фонды социального страхования перечисляют и предприниматели.

На государство возложены лишь расходы административного характера по обслуживанию функционирования программы и перераспределения расходов по линии социального страхования через государственный бюджет. Именно поэтому пенсии и другие пособия по социальному страхованию получают лица, принадлежащие ко всем классам и слоям американского общества, хотя размеры пособий различаются.

Взносы на социальное обеспечение постоянно растут, что обусловливает увеличение общей суммы налоговых поступлений и в фонд социального страхования. В случае увеличения числа пенсионеров предусматривается ряд мер по повышению коэффициента трудового участия представителей старшего поколения. Большая роль отводится временной и частичной занятости, увеличению числа рабочих мест для них в сфере обслуживания, мелкого бизнеса и на дому, с гибким рабочим графиком, а также улучшение условий труда. Пенсионная система предусматривает гораздо большие выплаты семейным парам, чем одиноким пенсионерам, среди которых доля бедняков вдвое больше, чем среди семейных. Налогом по социальному страхованию облагается только доход от заработной платы.

Доходы из других источников – ренты, дивидендов, процентов от капиталовложений – не облагаются этим налогом. Подобная картина наблюдается и при выплате пенсий престарелым, многие из которых не могут жить только на пенсии и вынуждены работать, несмотря на преклонный возраст. При этом может наступить такой момент, когда величина заработка лишает пенсионера права на получение пенсии, если его величина выше установленного для получения пенсии предела, в то время как для живущего на доходы от процентов с капиталовложений, ценных бумаг, ренты, независимо от их размеров, пенсия сохраняется полностью. Таким образом, средний доход пенсионера в возрасте 65 лет и старше может складываться из следующих финансовых источников: пенсионные выплаты по общей федеральной программе; выплаты по частным пенсионным планам; пенсии государственных и гражданских служащих федерального правительства; дополнительный заработок; доходы от недвижимости, ценных бумаг, вкладов и т.д. Значительная часть престарелых нуждается в дополнительной помощи. Около 7% пенсионеров получают дополнительную помощь по программе для остронуждающихся в виде дополнительных выплат к доходу.

Условия предоставления пенсий и их величина определены законодательством. По законодательству право на пенсионное обеспечение получают застрахованные рабочие и служащие, достигшие пенсионного возраста (65 лет) и имеющие соответствующий стаж работы, и их жены (мужья), достигшие пенсионного возраста или если они воспитывают детей в возрасте до 18 лет; нетрудоспособные супруги, их дети, не достигшие 18 лет; нетрудоспособные дети, если их нетрудоспособность была установлена в период с рождения и до 22 лет; вдовы и вдовцы пенсионного возраста; разведенные жены пенсионного возраста. Для получения полной пенсии необходимо не только достичь возраста 65 лет, но и иметь трудовой стаж не менее 1/4 года за каждый год с 21 до 62 лет. Если стаж меньше, то пенсия уменьшается. Минимально необходимый для получения пенсии стаж составляет 10 лет.

На пенсию можно выйти и в 62 года, но ее размер составит 80% от полной. Пенсионер-мужчина получает 50% надбавки к пенсии за неработающую жену в возрасте 65 лет и старше и 37% надбавки на жену в возрасте 62 лет. Пенсии семейных пар значительно выше, чем одиноких пенсионеров (в среднем на 80%), независимо от того, работала женщина или нет. Размеры других пособий зависят от размера пенсий. Вдова в возрасте 65 лет и старше получает 100% пенсии мужа, заработанной им к моменту смерти; вдова в возрасте 60 лет – 71,5% пенсии мужа.

В американской государственной системе страхования размеры выплат определяются не столько размерами взносов, сколько политическим решениями, устанавливающими в законодательном порядке права получателей определенных пособий.

Расходы на пособия фактически перекладываются на работающее поколение, которое в виде растущего налога на социальное страхование осуществляет финансирование выплат пособий для нетрудоспособного и неработающего населения.

Такой принцип финансирования позволяет США обеспечивать существование и постоянный рост системы социального страхования. В компетенцию государственного социального обеспечения в США входят специальные программы социального страхования для отдельных категорий или профессий работающих.

Специальные программы социального страхования распространяются на государственных гражданских служащих федерального правительства, штатов и муниципалитетов, военнослужащих, а также на рабочих и служащих компаний железнодорожного транспорта.

Особую группу пенсионеров образуют ветераны войны, финансируемые из федерального бюджета. Специальная пенсионная программа рассчитана на военнослужащих, имеющих более 20 лет выслуги. Эта программа полностью финансируется федеральным правительством. Она предусматривает пенсии по старости, инвалидности, в связи со смертью кормильца. Пенсия военнослужащего выплачивается после его увольнения из армии и составляет от 50 до 75% его жалованья.

Программа социального страхования федеральных служащих обеспечивает более высокие пенсионные выплаты, чем получают рабочие и служащие предприятий. Величина пенсий зависит от размера заработной платы за три наиболее высокооплачиваемых года и количества проработанных лет. Наряду с федеральным пенсионным страхованием широко используется страхование частное. Частное страхование представляет собой совокупность социальных программ. Материальную основу для расширения частного социального страхования создают прибыли монополий. Система частного страхования насчитывает свыше 800 тыс. планов и программ отдельных компаний и охватывает около половины рабочих и служащих частного сектора экономики.

Первые частные пенсионные планы в США были созданы в XIX в., но до Второй мировой войны эта практика не получила широкого распространения. Пенсионные выплаты зависели от желания самого предпринимателя, приобретая таким образом характер одного из видов его филантропической деятельности. Частные пенсии, в отличие от государственных, облагаются подоходным налогом. Частные пенсионные фонды формируются в основном за счет взносов предпринимателей (около 90%), рабочих и служащих, а также финансовых операций на рынке ценных бумаг. Частная пенсионная система в США носит добровольный характер. Создавать или не создавать пенсионный план зависит от желания предпринимателя. Пенсионные планы значительно отличаются друг от друга по структуре, масштабам, характеру охвата, условиям участия и размерам выплат. Государство через систему налоговых рычагов и принятие законодательных актов и положений регулирует деятельность пенсионных планов.

Принятый в 1974 г. Закон о частном пенсионном обеспечении определил гарантии получения пенсий и пособий участникам частных пенсионных планов, также были ужесточены требования по финансовому обеспечению пенсионных фондов. Регулировались критерии участия в пенсионных фондах, гарантии предоставления выплат, управление пенсионными фондами. Минимальный необходимый стаж непрерывной работы в частной компании и участие в плане для получения "гарантированного" пенсионного пособия составляет 10 лет, в некоторых пенсионных планах – 6 лет. Однако можно полностью потерять право на получение пособия при смене компании, при потере работы в ней, слияниях и поглощениях или при длительном перерыве в работе, а также при официальном прекращении действия пенсионного плана, причем 10 лет непрерывного стажа позволяет надеяться только на минимальную пенсию.

Как правило, размер будущей пенсии непосредственно зависит от стажа. И он увеличивается за каждый год трудового стажа на фиксированный процент от конечного заработка. Во многих случаях для получения пенсии, составляющей половину заработка, рабочему или служащему необходимо отработать в данной компании 35 лет и более. Если же стаж прервался до 10-летнего срока, работник может вообще лишиться пенсии. При каждом пенсионном плане существует пенсионный фонд, в который компания- учредитель ежегодно делает отчисления на имя каждого работника (участника плана) в зависимости от размера его заработка. Накопленные средства могут инвестироваться, а доход от этих инвестиций также аккумулируется в фондах. Управление фондами осуществляется банками, холдинг- компаниями или крупными страховыми фирмами.

По характеру финансирования частные пенсионные планы делятся на два вида: планы с фиксированными выплатами и планы с фиксированными взносами. В первом случае участники при выходе на пенсию получают определенный размер пособия независимо от финансового состояния фондов. Частично или полностью средства могут браться из прибыли компании-учредителя. В то же время компания-учредитель, имея на счету активы, значительно превышающие обязательства по гарантированным выплатам, может официально прекратить действие пенсионного фонда (при условии, что его участники будут обеспечены пособиями), а избыточные средства взять и использовать их по своему усмотрению для финансирования различных сделок и проектов, повышения прибылей, на предотвращение поглощений конкурентами и разработку рыночной политики.

Интересы участников с фиксированными выплатами защищает социальное административное агентство – Корпорация по обеспечению частных пенсий. Она создана в 1974 г., в некотором роде играет роль полугосударственной страховой компании для участников частных пенсионных планов, или корпорации-гаранта. Если компания-учредитель собирается прекратить действие пенсионного плана, то она должна получить разрешение корпорации-гаранта, но при условии, что все участники пенсионного фонда получат свои пособия в полном объеме как из наличных активов пенсионного фонда, так и из прибылей компании, но в размере, не превышающем 30% суммы ее чистых активов. Когда эти условия не могут быть выполнены полностью или частично, корпорация-гарант предоставляет необходимые средства из своего целевого фонда. Целевой фонд формируется из ежегодных взносов предпринимателей, чьи пенсионные планы застрахованы корпорацией-гарантом. Пенсионные планы с фиксированными взносами не всегда могут обеспечить желаемый уровень выплаты пособий, поскольку недостаток средств учредители пенсионных планов не обязаны восполнять из своих доходов. Размер пенсий зависит от конъюнктуры на рынке ценных бумаг, куда вкладываются средства пенсионных фондов, а также от уровня квалификации управляющих пенсионными планами. Участники этих пенсионных планов не застрахованы корпорацией-гарантом, что может сказаться на благосостоянии их участников в старости.