Лекция 12. Социальная психология развития в отрочестве и ранней юности

В результате изучения главы студент должен:

знать

• основные социально-психологические проблемы развития личности в период отрочества и ранней юности, их специфику на разных этапах этого периода;

уметь

• видеть за конкретными жизненными явлениями, характерными для современных подростков и юношей, определенные механизмы развития личности человека на этом возрастном этапе, а также специфику его взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

владеть

• навыками оперирования основными понятиями социальной психологии развития подростка и юноши, способами психологической помощи в трудных случаях взаимодействия подростков и юношей с учителями, родителями, сверстниками.

Общая социально-психологическая характеристика возраста

Подростковый возраст (отрочество) принято рассматривать как период, переходный между детством и взрослостью. Его хронологические границы точно не фиксированы. В отечественной психологии чаще всего этот период делят на собственно подростничество (от 10–11 до 15 лет) и раннюю юность (от 15 до 17 лет). Психологии подростка посвящено огромное количество публикаций, поэтому в данной главе внимание будет сосредоточено именно на проблемах социальной психологии развития подростков и юношей, которые в большинстве своем в настоящее время являются учащимися средних и старших классов школы.

Вступление в период отрочества в соответствии с социальнопсихологической периодизацией А. В. Петровского знаменует окончание детства и начало нового этапа в развитии личности человека. Эпоха отрочества и ранней юности является тем качественным периодом развития, когда особенно ярко и содержательно выпукло проявляются процессы социально-личностного становления и группообразования. Это время активной индивидуализации, этап обостренно переживаемого стремления к самоутверждению, та ступень становления развивающейся личности, когда вместо девиза адаптирующегося индивида актуальной становится позиция "чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться".

На этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту происходит качественное изменение социальной ситуации развития школьника. Суть этого изменения с социальнопсихологической точки зрения состоит в том, что, несмотря на константность в большинстве случаев групповой композиции школьного класса как основной для подростка группы членства, и в структурном, и в деятельностном планах подростковая ученическая группа принципиально отличается от себя "вчерашней" – класса начальной школы.

Принципиально значимым фактором жизни подростка является и то, что существенно расширяется реестр групп его членства, которые, как правило, становятся и референтными для него сообществами, предлагая недавнему младшему школьнику качественно развернутый веер вариаций дальнейшей социальной ситуации развития.

Рассмотрению проблем социальной психологии развития личности в новой социальной ситуации развития, возникающей в период отрочества и юности, трансформации системы отношений подростков и юношей со взрослыми и сверстниками, динамики изменений, происходящих в подростковых и юношеских группах, и посвящены материалы данной главы.

Современные подростки в подавляющем большинстве являются школьниками, поэтому в первую очередь необходимо проанализировать процессы группообразования и личностного становления в учебно-воспитательном коллективе школьного класса в координатах взаимопроникающих, взаимодополняющих и в то же время вполне в социально-психологическом плане самоценных трех "отношенческих" систем: "учащийся – учащийся", "педагог – учащийся", "учащийся – педагог".