Лекция 10. Социальная психология развития в дошкольном детстве

В результате изучения главы студент должен:

знать

• основные этапы и детерминанты социального развития ребенка в дошкольном детстве;

уметь

• анализировать становление личности дошкольника в группе с точки зрения концепции "восхождения к социальной зрелости" А. В. Петровского;

• определять роль игровой деятельности в развитии ребенка на разных этапах дошкольного детства;

• анализировать социально-психологические аспекты взаимодействия и взаимоотношений ребенка со сверстниками;

владеть

• навыками оперирования основными понятиями социальной психологии развития дошкольников.

Общая характеристика возраста

Дошкольное детство, которое длится всего 4 года: с трех до семи лет, является бесценным с точки зрения развития человека. В нем происходят изменения, оказывающие влияние на всю последующую жизнь: складывается личность ребенка (А. Н. Леонтьев).

Этот достаточно короткий период привлекал внимание многих психологов и рассматривался с самых разных точек зрения.

Анализируя детство как социально-психологический феномен, А. В. Петровский отмечал, что характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована[1]. В связи с этим дошкольный возраст он называл детсадовским и относил его к эре "восхождение к социальной зрелости", которая определяется достаточной стабильностью и одновременно нарастающей потребностью "быть личностью". Ребенок обретает уникальные индивидуальные черты и формируется как социальная единица.

В возрастной периодизации развития личности, предложенной А. В. Петровским, эпоха детства, включающая в себя преддошкольный, дошкольный и младший школьный периоды, характеризуется относительным преобладанием адаптации над индивидуализацией. В это время начинается внутригрупповая жизнь индивида, где основные силы направляются на усвоение господствующих в конкретном сообществе норм и правил, на ознакомление со специфическими для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами, которыми владеют другие партнеры по взаимодействию. На этой стадии доминирующей социальной потребностью является стремление "быть как все", не отличаться от других, стать признанным членом сообщества. Однако объективно ребенок уже и на этой стадии может выступать как личность для других. Уже в дошкольном детстве внутри групповой деятельности зачастую складываются благоприятные условия для возникновения неоформаций личности, которых не было у данного индивида и которые привносятся группой.

Раскрывая динамику социально-личностного развития дошкольников, А. В. Петровский писал о присутствии в детсадовском детстве поэтапно всех трех социально-психологических фаз развития личности. "Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: адаптацию – усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми; индивидуализацию – стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах – и в том, и в другом случаях при ориентировке на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитательницу; интеграцию – гармонизацию неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять только то в нем, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения ребенку успешного перехода на новый этап общественного воспитания – в школу, и, следовательно, в третий период развития личности"[1]. Таким образом, подход А. В. Петровского дает возможность раскрыть развитие личности дошкольника во всем многообразии ее социально-психологических связей, т.е. с точки зрения социальной психологии развития.

Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение дошкольного возраста через призму присвоения ребенком культурного опыта в специфической для каждого возраста социальной ситуации развития, определяющейся отношениями ребенка со взрослым (Л. С. Выготский)[3]. Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется отделением ребенка от взрослого, его выходом за пределы семейных отношений и приобщением к широкому миру человеческой культуры.

К трем годам ребенку становится тесно в рамках семьи. Он стремится почувствовать себя взрослым, овладеть новыми более сложными отношениями, расширить круг общения. Развитие речи позволяет ребенку объяснять свои желания и замыслы. Теперь его понимают не только близкие взрослые, но и сверстники.

Однако притязания ребенка на позицию взрослого не находят отклика у окружающих и не соответствуют его реальным возможностям. Возникают противоречия между желаниями и возможностями ребенка, его самовосприятием и отношением к нему взрослых.

Противоречие социальной ситуации развития в современном обществе разрешается опосредованно, через игру, в которой малыш может почувствовать себя взрослым. В игре он ведет себя как взрослый, принимая на себя разные роли и модели поведения, подчиняется взрослым правилам и нормам. При этом игра позволяет оставаться внутри возможностей возраста. Преодолевая противоречия социальной ситуации, игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно она дает возможность ребенку сделать шаг в своем развитии через присвоение нового социального опыта.

Игра, прежде всего сюжетно-ролевая, является ведущей деятельностью дошкольного детства (А. Н. Леонтьев)[4]. Игровая деятельность задает и поддерживает основные отношения между ребенком и социумом. В ней он реализует свое неосуществимое в реальности желание жить и действовать в мире взрослых людей на равных. За счет игры в орбиту общения ребенка втягиваются сверстники, появляются не только референтные взрослые, но и референтные сверстники.

Игра определяет его познавательное, личностное и социальное развитие, позицию по отношению к миру, характер общения и отношения со сверстниками и взрослыми, формирует основные новообразования дошкольника. В рамках этой деятельности складывается опосредование и внутренний план действия, воображение и наглядно-образное мышление, соподчинение мотивов и произвольность. Кроме того, игра становится базой для возникновения продуктивных видов деятельности – изобразительной и конструктивной.