Социальная психология и практическая работа в семье

В различных определениях семьи отмечается прежде всего, что это малая группа, члены которой связаны общностью быта, наличием взаимопомощи и определенной моральной ответственностью. Семью можно рассматривать как компонент социальной структуры общества – социальный институт, выполняющий ряд общественных функций.

Нередко жизнедеятельность семьи сопровождается различного рода проблемами, мешающими ее эффективному функционированию. На разрешение многих из этих проблем направлена деятельность социальных служб. Очень часто эта деятельность носит психолого-педагогический характер, а если говорить конкретнее, то целый ряд задач можно здесь отнести к социально-психологическим.

Различные элементы теории социально-психологических знаний и практики их использования могут учитываться в деятельности социального работника. Например, когда в ходе первичного консультирования происходит первое ознакомление с психологическими проблемами клиента, вычленение отдельных существенных аспектов этих проблем, их осознание клиентом и осуществляются попытки их решения на основе мобилизации его собственных личностных резервов. Функции первичного психологического консультирования выполняют также работники телефонов доверия, которые обсуждают с клиентами их проблемы, включая психологические, помогают осознать эти проблемы, определить собственную позицию клиента и адресовать их к соответствующим специалистам [17].

"Телефон доверия", ставший в последнее время сравнительно распространенной формой первой психологической помощи и к тому же анонимной, дает клиентам возможность откровенно рассказать специалисту о своих проблемах, в том числе и в семейной сфере. Такая анонимность обеспечивает особую доверительность разговора между клиентом и психологом, и в целом "телефон доверия" считается более или менее эффективным средством консультирования в нетрадиционной форме.

Применительно к семейным отношениям на первое место по значимости выходят такие социально-психологические проблемы как психологическая совместимость супругов, особенности конфликтов между ними и факторы, влияющие на семейные взаимоотношения в целом. Психологи- практики, работающие в области семейной психологии, преимущественно обращаются к материалам отечественных исследований, которые представляют собой многообразную картину состояния дел в современной российской семье [9]. Полезными для практической работы в области семейных взаимоотношений являются многие работы социальных психологов-специалистов по конфликтологии и тренингам межличностного общения. На подобной основе психологи социальных служб включаются в деятельность по регулированию конфликтов между супругами, а также между родителями и детьми. Следует упомянуть и такие задачи, как психологическое консультирование разводящихся супругов, их психологическая поддержка в последующее время, наполненное порой очень острыми переживаниями, что может отражаться и на детях. Психологическая помощь в преодолении переживания одиночества в период после расторжения брака также является здесь одним из важных направлений работы.

К числу актуальных проблем, возникающих в современных семьях, особенно молодых, следует отнести несогласованность представлений супругов о характере и распределении семейных обязанностей, что вызывает напряженность и конфликты. По данным Т. В. Андреевой, чем более эти представления не совпадают, тем менее прочной оказывается семья и тем больше в ней возникает опасных для нее ситуаций. Поведение каждого из супругов, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, рассматривается им как единственно правильное, а поведение другого партнера, не соответствующее этим представлениям, будет оцениваться как неверное и даже злонамеренное [9].

Подобная неоднозначность, неопределенность норм семейных отношений ставит перед молодой семьей задачу выбора соответствующей модели ролевого взаимодействия, как отмечает на основе материалов социально-психологического исследования Л. А. Петровская [86]. На оптимизацию путей построения контактов между супругами могут быть направлены отдельные формы социально-психологического тренинга, проводимые в семейных консультациях, как один из элементов социальной работы с молодыми семьями. Участие в таких тренингах помогает молодым супругам лучше осознавать особенности ролевых представлений друг друга и формировать у каждого коммуникативные умения, способствующие гармонизации их взаимоотношений.

Многие семейные проблемы оказываются вполне решаемыми для супругов в итоге квалифицированного психологического консультирования. К специалисту, занимающемуся семейным консультированием, предъявляются соответствующие профессиональные требования, регламентирующие его деятельность. Ю. Е. Алешина условно подразделяет беседу консультанта с клиентом на следующие этапы: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы [5]. Обычно на все это уходит от 45 минут до одного часа и более. Говоря о семейном консультировании, следует особенно подчеркнуть необходимость доверительных отношений между консультантом и клиентом и, конечно, следование нормам профессиональной этики психолога на всех стадиях данного взаимодействия.

Наряду с психологическим консультированием деятельность практического психолога в сфере семьи включает в себя диагностическую процедуру. Нередко необходимость в ней возникает еще на самом начальном этапе психологической работы с конкретной семьей. Под диагностикой в данном случае имеется в виду выявление личностных особенностей клиента, препятствующих нормальным семейнобытовым отношениям с другими.

Изучение форм общения в зависимости от социальной ситуации, а также реакций личности на изменение этой ситуации помогает выявить уровень коммуникативности клиента. Специалисты подчеркивают, что развитие компетентности общения взрослых членов семьи и их детей является двусторонним процессом: с одной стороны, это приобретение новых знаний, умений и опыта, с другой – коррекция, изменение сложившихся форм общения. Умения и опыт общения можно сформировать посредством социально-психологического тренинга. Что же касается коррекции уже сложившихся у этих людей форм общения, то ей должно предшествовать определение способов реагирования клиентов на различные ситуации в области социальных контактов [23].

При изучении межличностных взаимоотношений и особенностей общения психологи-практики используют широкий круг методик. Они направлены на выявление коммуникативных свойств личности, ее потребностей в общении, способностей к саморегуляции в ходе общения и коммуникативному контролю, эмпатических тенденций (способностей понимать чувства другого человека и переживать их как свои собственные), типов поведения людей в конфликтных ситуациях, а также других сторон взаимосвязей и взаимодействий в семье.

Диагностическая процедура может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Конечно, в идеальном случае при наличии согласия со стороны всех членов семьи целесообразно индивидуальное психологическое диагностирование каждого из них. Однако это не всегда возможно. Таким образом, чаще проводится диагностирование отдельных членов семьи, а нередко и одного клиента.

Итогом диагностической и консультационной работы является целенаправленная психологическая коррекция или психотерапия, что также относится как к отдельной личности, так и к малой группе (порой к семье) в целом. Заметим, что в настоящее время разграничение понятий психокоррекции и психотерапии практически исчезает, так что "психотерапия как область оказания психологической помощи практически охватывает и ту сферу, которую ранее называли психокоррекцией" [23, с. 324].

В зависимости от вида организации психологической помощи при решении коррекционных задач выделяют следующие формы психокоррекции: индивидуальную, микрогрупповую, групповую и смешанную.

При осуществлении индивидуальной психокоррекции психолог взаимодействует с клиентом только один на один. В таком случае обеспечивается конфиденциальность отношений. Очевидно, что данная форма психокоррекции позволяет более глубоко, чем групповая форма, выявлять проблемы клиента.

Микрогрупповая форма коррекции подразумевает работу в микрогруппе из двух-четырех человек, обычно имеющих сходные проблемы. Иногда высказывается мнение, что эта форма позволяет сочетать в себе интимность индивидуальной психокоррекции и преимущества групповых форм.

Групповая форма психокоррекции представляет собой использование закономерностей групповой динамики, т.е. в этом случае речь идет о совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между всеми участниками данной группы, включая и психолога. Практика говорит о том, что при решении проблем, возникающих в сфере общения, участие в подобных группах может оказаться более эффективным, чем при индивидуальной коррекции.

Смешанная форма психокоррекции основана на соединении воедино достоинств индивидуальной и групповой форм. Это позволяет добиться в одной и той же группе целенаправленности и широты коррекционных воздействий. В итоге осуществляется комплексный подход к решению имеющихся проблем [23].

Нередко те или иные формы психологической коррекции используются при работе с ребенком, исходя из перспективных целей развития его личностного и интеллектуального потенциала. Однако при этом социально-психологический подход позволяет рассматривать каждый индивидуальный случай в целостности, учитывая также особенности конкретных взаимоотношений, характерных для данной семьи. Когда же психотерапевтическая работа проводится со взрослыми членами семьи, это часто позволяет клиентам осознать неприемлемость своих действий и прийти к их изменению.

Важность проблем, возникающих в современной российской семье, диктует необходимость расширения сети психологических центров и консультаций по оказанию квалифицированной помощи людям, испытывающим трудности различного рода в семейных отношениях. Еще раз подчеркнем, что во многих случаях работа по минимизации этих трудностей, разрешению тревожащих вопросов основана на теории и практике социальной психологии.