Социальная психология в политической деятельности

Политическая сфера в широком смысле охватывает всех членов общества, а не только тех, кто занимается политикой как профессиональной трудовой деятельностью. Таким образом, политическое поведение подразумевает любые формы включения людей в политические процессы. Например, когда человек ходит на выборы, отдавая свой голос за того или иного кандидата, и даже тогда, когда он не ходит на выборы, что также является определенной демонстрацией его политической позиции. В подобных случаях и активность людей, и их пассивность имеют политические последствия. То же самое относится и к участию граждан в различных общественно-политических движениях, демонстрациях и манифестациях, других формах политической активности.

Любой человек так или иначе зависит от власти и политики. Однако при этом считается, что он может иметь психолого-политические черты не только "человека политического", но и "человека дополитического" [121]. Последний воспринимает власть как атрибут естественной среды своего обитания и не интересуется политикой, воспринимая ее как данность. Другой же, "человек политический", пытается активно вмешиваться в различные стороны функционирования официальной власти в своих интересах, интересуется политикой как конструкцией организации власти и образом ее действий.

Далее известный отечественный специалист по политической психологии А. И. Юрьев предлагает более детальную дифференциацию указанных типов: 1) "человек дополитический без власти", который по каким-либо причинам повинуется власти, поддерживая функционирование ее механизмов; 2) "человек политический без власти", являющийся гражданином, осознавшим значение власти в своей жизни, сформулировавшим собственное отношение к действующей власти и добивающийся изменений в ее конструкции; 3) "человек дополитический при власти" – криминальный "авторитет", использующий естественные законы власти как стихийного явления при благоприятном для него отсутствии логической политики в государстве; 4) "человек политический при власти" – государственный лидер, проектирующий и использующий естественные законы власти при поддержке научных исследований механизмов управления обществом.

Политическая активность представителей данных типов, конечно, различна и обусловлена не только внутриличностными, но и внешними факторами. Главное здесь – специфика конкретной политической ситуации и то, насколько она значима для данной личности (исходя из возможных последствий для нее).

В последнее время в России возникла и активно формируется такая сравнительно новая у нас отрасль научного знания, как политическая психология, возникшая на стыке политологии и социальной психологии. Она изучает психологические стороны политического поведения людей, включая как официальных представителей власти – ее субъектов на индивидуальном и групповом уровнях, так и объектов – различные категории и группы людей в обществе. В эту проблематику входят психологические аспекты деятельности органов государственной власти, отдельных политических деятелей, различных партий и общественных движений, взаимодействия между ними.

Использование социально-психологических знаний в сфере политического поведения людей позволяет не только понять и объяснить его, но также и предсказать (с определенной степенью вероятности) их возможные действия в конкретных ситуациях общественной жизни. Подобная информация может служить важной основой для принятия решений на различных уровнях политической власти, способствуя в итоге уравновешиванию психических состояний людей и стабилизации общественной системы.

Деятельность профессионального психолога в политических структурах может осуществляться в следующих направлениях [33].

Участие в разработке и принятии решений. Важно рассмотрение проектов решений с точки зрения их психологической грамотности, чтобы в них не было заложено ошибочных представлений о причинно-следственных связях в человеческом поведении.

Анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на социальные установки и настроения граждан. Задача воздействия особенно актуальна в двух ситуациях – когда власти готовятся принять или уже приняли так называемое непопулярное решение, а также если появляется основание считать, что общественное раздражение достигло таких пределов, что может вылиться в беспорядки и насильственные действия.

Оптимизация образа власти или политической структуры. Очевидно, что положительный образ лидера, проводимой им политики и людей, его окружающих, – необходимое условие успеха этой политики, особенно в ситуации реформ. Наряду с деятельностью в сфере политической рекламы, создания соответствующего имиджа, психологи должны обеспечивать политика информацией относительно динамики его образа и образа его окружения у различных социальных категорий населения.

Создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров. Эта работа необходима тогда, когда осуществляется подготовка к контакту с малознакомым партнером, будь он союзник или противник.

Наряду с этими направлениями, указанными Л. Я. Гозманом, все большую значимость в последнее время приобретает деятельность социальных психологов по подготовке молодежного актива к участию в политических акциях по поддержке власти. Главные цели такой деятельности – развитие умений и навыков социального взаимодействия, организации работы с молодыми людьми для их участия в определенных политических акциях.

Работа социальных психологов заключается здесь, во-первых, в оснащении участников подобных программ необходимыми научными знаниями, а во-вторых, в организации соответствующей практической подготовки этих молодых людей. Последнее включает в себя организационно-деятельностные игры и социально-психологические тренинги с целью отработки навыков саморегуляции, командообразования, влияния на людей и т.д. Имеющиеся данные показывают не только интерес многих молодых людей к участию в подобной деятельности, но и сравнительно высокую степень их активизации в намеченном направлении.

Пока еще немногочисленные дипломированные специалисты по политической психологии занимаются различными видами профессиональной деятельности. В зависимости от актуальных интересов заказчика (какой-либо политической структуры) они выступают и как консультанты, и как пропагандисты определенных психологических знаний. Расширяется участие психологов и в организации тех или иных мероприятий, имеющих политическую окраску.