Лекция III. Социальная психология личности

В результате изучения главы студент должен:

знать основные теоретические подходы и основные направления исследования личности в социальной психологии: общественную природу личности, самосознание, "Я-концепцию" и самооценку; определение и структуру социальной идентичности личности, ее трансформацию в условиях динамического общества; определения социальных статусов и ролей, классификацию ролей;

уметь выявлять специфику понимания личности в социальной психологии;

владеть навыком социально-психологического анализа личности.

Личность как предмет социальной психологии

В последние несколько десятилетий развития социальной психологии значительно усилился интерес ученых к проблемам личности. Данный интерес к субъективной стороне вызван динамическими, все усложняющимися процессами современной жизни, что вынуждает человека постоянно менять представления об окружающей действительности, актуализируя свои адаптационные механизмы.

Все современные люди принадлежат к виду Homo sapiens (человек разумный), имеют единую природную основу, каждому индивиду свойственна особая уникальность, которая находит свое выражение в его личности. Существует более сотни различных определений понятия "личность", в каждом из которых подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Таким образом, любая личность представляет своеобразный эффект биологического, психологического и социального в человеке, который проявляется в связях с социальным окружением.

"Переплетение" внутренних различий с социальными характеристиками создает в итоге уникальность каждой личности. По этому поводу С. Л. Рубинштейн отмечал: "Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему"[1].

Несмотря на различные определения личности, любая современная концепция главный источник регуляции поведения человека находит в самом индивиде. Например, К. К. Платонов в своем самом коротком определении понимает "личность" как "человек или носитель сознания". Именно сознание как состояние собственного бытия отличает человека от других живых существ. Важнейшим проявлением сознания каждого человека как своеобразного отражения реальности является самосознание. Это выделение человеком себя из окружающего мира, противопоставление себя (своего Я) всему другому (не Я), осознание себя, своих целей, действий, переживаний, собственного внутреннего мира[2].

Личность постоянно подвергается воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду "широкая" социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но в первую очередь это то конкретное общество, к которому принадлежит личность. Микроуровень – ближайшее социальное окружение личности: ее семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи и т.п., т.е. все люди, с которыми непосредственно общается и взаимодействует личность в тех или иных ситуациях повседневной жизни.

Однако личность является не только объектом воздействия со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности. Именно в сознательной целенаправленной деятельности личность формируется, совершенствуется и проявляет себя. Кроме того, личность – это субъект исторического процесса, ибо каждый человек выступает в нем как действующее лицо.