Социальная политика в условиях модернизации общества

Рассматривая модернизацию общества, прежде всего следует говорить о модернизации социальной политики.

Во-первых, сама модернизация должна рассматриваться в широком аспекте. Это не только модернизация механизмов реализации социальной политики. Следует говорить и о модернизации самой модели социальной политики. В качестве основополагающего признака современной российской модели социальной политики провозглашена в настоящее время умеренная либерализация в социальной сфере.

На практике это означает:

• отказ от патернализма в социальной политике;

• разгосударствление социальной сферы;

• формирование рынка социальных услуг;

• появление нового субъекта в социальной политике — гражданина (раньше он был только объектом);

• заявительный принцип предоставления социальных услуг;

• переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию;

• муниципализация социальной политики. Во-вторых, либерализация экономики и социальной

сферы неизбежно порождает многосубъектность социальной политики.

В государствах с экономикой переходного типа происходит постепенный отказ от стереотипного представления, будто социальная политика — дело исключительно государства и его органов. Постепенно складывается многосубъектность жизни общества, в том числе и в конкретных ее сферах — экономической, социальной, политической и др. Реальных субъектов социальной жизни становится все больше, происходит их новая группировка, объединение в соответствии с формирующейся новой социальной структурой.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан. К субъектам социальной политики относятся также законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.

В качестве субъектов социальной политики выступают корпорации, предприятия, фирмы всех форм собственности, осуществляющие всевозможные социальные проекты, социальное страхование работников и т.п. И наконец, субъектом социальной политики может быть и отдельная семья или индивидуум, реализующие свои социальные права, в том числе за счет собственных средств.

В гражданском (многосубъектном) обществе социальная политика реально многосубъектна, но, тем не менее, в составе этой политики есть и государственная социальная политика, ибо государство — важный и достаточно влиятельный субъект.

Таким образом, многосубъектность социальной политики предопределяет разграничение социальной ответственности между субъектами. В этой связи модернизация социальной политики заключается в использовании триединой формулы: "Социальная ответственность государства, бизнеса, личности". А это в свою очередь существенно меняет не только тактику, но и стратегию современной социальной политики.

В-третьих, в условиях России, где понятие "бедные" применимо не только к социально уязвимым группам населения, а и к значительной массе работающих экономически активных граждан, следовало бы более четко конкретизировать и понятие объекта социальной политики. Наряду с льготными категориями граждан в качестве объекта социальной политики необходимо рассматривать также экономически активное население. И не только в части социальной поддержки безработных или оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а и с точки зрения прежде всего обеспечения минимальных гарантий оплаты труда на уровне реального воспроизводства рабочей силы с учетом демографической нагрузки. В данном случае имеется в виду тесная увязка основных направлений социальной политики с политикой доходов и заработной платы, как со стороны государства, так и в рамках системы социального партнерства.

Для решения задач модернизации общества потребуется и модернизация управления системой социальной защиты населения.

К числу перспективных системных преобразований можно отнести:

• выработку механизмов целенаправленного взаимодействия государственных и муниципальных органов управления социальной защитой населения с бизнес-сообществом, некоммерческими и иными общественными организациями для совместного решения наиболее актуальных, масштабных задач;

• разработку системы критериев оценки эффективности разграничения полномочий в области социальной защиты населения между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями;

• создание и актуализацию общенациональной базы данных о социальной защите населения;

• совершенствование государственной статистической отчетности по вопросам социальной защиты населения с целью повышения се информативности и практической направленности.

Модернизация — это универсальный процесс: в изменяющейся системе должны меняться все элементы, в том числе и социальная работа.

За прошедшие два десятилетия со дня создания новой системы социальной защиты наш мир кардинально изменился: Россия стала страной с рыночной экономикой; значительные массы населения адаптировались к ее требованиям. Сократилась доля низкодоходного населения. Категориальный, а не персональный принцип предоставления мер социальной поддержки перестал отвечать задачам обеспечения выживания и развития российских граждан.

Следует учитывать, что сегодня в России существуют опасные "ножницы": экономический рост и возобновившийся носче кризиса рост национального богатства происходит на фоне значительного социального расслоения, высокого уровня бедности и недостаточной социальной защищенности населения.

Хотя значительная часть населения по-прежнему нуждается в поддержке государства, до настоящего времени не сформулированы представления о том, как следует уходить от старой распределительной системы социальной помощи, какими путями побуждать людей самостоятельно инвестировать свой труд, средства, энергию и предприимчивость в социальную защищенность себя и своей семьи.

Государство объективно заинтересовано в снижении социальной нагрузки на бюджет, более рациональном использовании выделяемых средств. Население же, в значительной массе, полагает, что в условиях экономического кризиса государство должно увеличивать состав и объем социальных гарантий, мер социальной защиты.

На данном этапе модернизации общества, в котором социальные права и условия минимального социального комфорта пока еще недостаточно гарантированы, непросто спланировать и осуществить технологическую модернизацию, проведение которой может быть сопряжено с социальной напряженностью. Таким образом, научно-технологическая модернизация без социальной модернизации не сможет быть эффективной, а наоборот, рискует скомпрометировать саму модернизационную идею (идеологию).

Для чего планируется и проводится модернизация? Для того чтобы человек, живущий в нашей стране, жил в комфортных социальных условиях, чувствовал себя достойной личностью, ощущал уважение государства и его институтов, т.е. модернизация должна проводиться для блага человека, во имя его развития.

Стратегическая цель модернизации — полноценная социализация человека и формирование нации как культурного и сплоченного социума.

Но главное — это модернизация сознания людей, наших сотрудников, которые должны понимать смысл проводимых преобразований и иметь мотивацию на их проведение.