Социальная политика государства

Социальная политика регулирует развитие социальной сферы общества, которая представляет собой совокупность отраслей, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление[1]. В социальную сферу в первую очередь входят здравоохранение, социальное обеспечение, образование, сфера услуг, культура.

Государственная социальная политика – это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, финансирование отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов. Многие современные политологи под социальной политикой понимают деятельность, направленную на разрешение социальных проблем и улучшение экономического положения наименее обеспеченных слоев населения[2].

Например, один из ведущих специалистов в области социальной политики П. Тэйлор-Губи видит основные цели социальной политики государства в удовлетворении нужд общества, не обеспеченных за счет рынка. Это, в частности, регулирование доходов, выплата пособий по безработице и инвалидности, пенсионное обеспечение, а также ликвидация несоответствий между доходами граждан и их потребностями, возникающими на определенных этапах цикла жизнедеятельности, таких как рождение и воспитание детей. По мнению автора, необходимо эффективно реагировать на возникающие в обществе новые социальные риски, среди которых он называет следующие[3]:

1) рост числа пожилых граждан;

2) упрочение прямой зависимости между образованием и последующим трудоустройством (низкий уровень образования предполагает низкий уровень оплаты труда, невозможность найти достойную работу и, как следствие социальную исключенность граждан с подобным уровнем образования);

3) расширение негосударственного сектора социального обслуживания, свидетельствующее о недостаточности государственного социального обеспечения.

Таким образом, социальная политика представляет собой инструмент, применяемый правительством для регулирования и дополнения деятельности рыночных институтов и социальных структур. Основные задачи социальной политики – предоставление социальных услуг в области здравоохранения, образования, занятости и социального обеспечения; перераспределение благ и защита социальной справедливости; учет потребностей граждан и поддержание за счет него социальной стабильности и сплоченности.

В условиях экономического кризиса государство особенно внимательно относится к социальной политике, чтобы с ее помощью постараться снизить социальную напряженность. Правительством РФ разработаны конкретные меры на период 2009–2013 гг. по развитию социальной политики в условиях кризиса[4]. Ключевое внимание направлено па усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением. Особое внимание уделяется сохранению трудового потенциала, расширению масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействию безработице, развитию программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения. Главным приоритетом бюджетных расходов становятся инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение.

Самым тяжелым последствием экономического кризиса для социальной сферы в России стала растущая безработица[5]. Так, с начала 2010 г. средний еженедельный прирост числа безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составлял 1,25%. Напряженность на рынке труда сохранялась и в 2012 г.[6] В настоящее время основные меры борьбы с безработицей, принятые в рамках антикризисной программы Правительства РФ, направлены на поддержку градообразующих и других крупных предприятий, сохранение существующих рабочих мест, выделение средств бюджета на создание альтернативных рабочих мест и переподготовку граждан, на формирование специальных программ трудоустройства молодых специалистов и выпускников вузов. Организован еженедельный мониторинг увольнений работников.

В оценке государственных антикризисных мер по борьбе с безработицей российские эксперты разделились на две группы. Одни полагают, что меры, принятые Правительством РФ, позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда, избежать катастрофических последствий кризиса, а значит, программа антикризисных действий выполнила свою задачу[7]. Другая группа экспертов критикует Правительство РФ, низко оценивая эффективность вливания огромных денежных средств в нерентабельные предприятия, подчеркивая неспособность государственных служб занятости справиться со своими задачами, указывая на неправильную организацию переподготовки кадров и крайнюю несостоятельность программ поддержки малого бизнеса[8]. Согласно данным экспертных исследований портала SuperJob.ru, из числа работников, уволившихся в течение 2009 г., к государственным специалистам за помощью в трудоустройстве обратились лишь около 30%. Основными причинами низкой эффективности государственных бирж труда эксперты называют отсутствие веры граждан в реальную помощь этих структур.

Концепция обновления социальной политики России предлагается в докладе ведущих российских экспертов "Новая модель роста – новая социальная политика"[9]. По мнению экспертов, новая социальная политика должна поддерживать не только незащищенные группы населения, но и те, что способны к инновациям. Это средний, или, креативный, класс, доходы и социальные установки которого позволяют выбирать модели трудового поведения и потребления. Разумеется, нельзя отказываться и от борьбы с бедностью, поскольку необходимо сохранять социальную стабильность.

Хотя доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в России снизилась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г., социальная острота проблемы сохраняется, так как концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, предупреждают эксперты. Минимальная заработная плата заметно выросла, но примерно у трети работников она составляет менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого – ниже прожиточного минимума. Еще один повод для тревоги – рост доли экономически неактивного населения среди бедных трудоспособного возраста: "Началось воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности", – говорится в докладе. В 2009 г. 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать, в 2000 г. таких было 5,9 млн. Это означает рост числа получателей социальной помощи и люмпенизацию населения, предостерегают эксперты. Носителей субкультуры бедности в России около 5 млн человек (без учета бомжей и нелегальных мигрантов); в крупных городах она формирует городское дно, прежде отсутствовавшее в российском обществе в таком виде и масштабе.

Новая модель роста должна быть ориентирована на постиндустриальную экономику – сервисные отрасли, связанные с развитием человеческого капитала: образование, медицину, информационные технологии, медиа, дизайн, "экономику впечатлений". В развитых и развивающихся странах возникает креативный класс – люди творческого труда, создающие инновации в ходе своей обычной работы. Именно они будут обеспечивать решающие конкурентные преимущества в соревновании экономик XXI в. Новая социальная политика должна опираться на самодеятельность профессиональных сообществ. Инженеры, ученые, учителя, врачи, юристы выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства. В наступившем десятилетии правительство должно передать профессиональным сообществам полномочия в области контроля, надзора и оценки качества, дать им шанс участвовать в выработке и анализе политики, полагают эксперты.

По чтобы изменить социальную политику, нужны деньги: по оценкам специалистов, потребуется увеличение бюджетных расходов на 4% ВВП к 2020 г. Сегодня вопрос о переходе к новой модели социальной политики вызывает бурные дискуссии среди экспертного сообщества и политиков.