Социальная педагогика – педагогика социальных отношений в социуме

Отечественный и мировой опыт последних лет подтвердил и выделил в культуре XX в. социальную педагогику в самостоятельную отрасль человекознания в целом и педагогического знания в частности, и на этой основе получила дальнейшее качественно новое развитие так называемая педагогика отношений, влияющая на извечную диаду "человек и общество", на целостную систему личностно-средовых взаимодействий, межличностных отношений индивида в сфере его ближайшего окружения.

Эти приоритеты в свою очередь отразились на повышении роли самой социальной педагогики как науки, интегрирующей знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе творческой активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме.

Это назначение социальной педагогики как науки заложено в ее предмете. Несмотря на разноречивость понимания объектно-предметной области социальной педагогики, большинство специалистов сходятся на том, что объектом социальной педагогики является целостная система социальных отношений, а ее предметом – процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия индивида, в которые он вступает в течении всех возрастных периодов жизни и в различных сферах микросреды в его многоплановой социальной жизнедеятельности, на всю целостную совокупность социальных отношений.

Социальная педагогика рассматривает "личность в среде", "личность в социуме", личность в системе социальных отношений. Она конкретизирует положения общей педагогики и других человековедческих научных дисциплин в личностно-средовом контексте. Социальная педагогика рассматривает цели, ОГЛАВЛЕНИЕ, способы и средства влияния на поведение и на отношения человека в обществе в различных условиях социальной жизни, среды. В этом смысле понятие "социальная педагогика" интерпретируется как педагогика социальных отношений.

Современный этап развития социальной педагогики отличает ряд устойчивых проявлений:

– во-первых, в социальной педагогике сегодня четко определяется специфичность механизма взаимосвязи с практикой, в качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность, влияющая на развитие социальных отношений (в различных областях социальной деятельности, социальной практики);

– во-вторых, все большее значение приобретает ориентация социальной педагогики на проблемы в жизни индивида, а не на формальные признаки административного порядка. Это создает предпосылки для развития истинной гуманности и личностно-ориентированного подхода в познании и формировании содержания науки;

– в-третьих, в социально-педагогической деятельности активно просматривается вторая сторона взаимодействия личности с обществом, со всеми его государственными и негосударственными структурами, социальными институтами, реализующими сегодня семейную, образовательную, оздоровительную, а в целом – социальную политику общества.

Именно рассмотрение "личности в социуме", в "образовательно-воспитательном пространстве", в конкретной социальной ситуации се развития и отношений выделяет социально-педагогическую деятельность в самостоятельную область профессиональной деятельности.

В развитии социальной педагогики как педагогики социальных отношений просматриваются несколько значимых этапов:

первый – этап появления исторических предпосылок формирования социально-педагогических идей, предполагающий воссоединение и обобщение взглядов, воззрений, отношений ученых, педагогов-практиков различных направлений и концепций в области социальной деятельности (социальной работы) на роль и место социальной среды в развитии личности, в формировании социально-значимых педагогических качеств;

второй – этап первичной апробации социально-педагогических идей в сфере социальной деятельности. Этот этап характерен формированием общей концепции становления и развития профессиональной социально-педагогической деятельности, востребованностью тех ценностей, которые являются общими для всех сфер жизнедеятельности общества, специалистов различных профессий и которые отражают социально-педагогическую сущность и компонент в профессиональном образовании. Эти приоритеты отразились на повышении роли самой социальной педагогики как области практической социально-педагогической деятельности, рассматривающей личность в системе социальных отношений, личность в сфере социальной деятельности;

третий – этап активного утверждения идей социальной педагогики в практике взаимодействия человека и социальной среды. Это этап освоения микросреды жизнедеятельности человека, изучения всего комплекса его социальных отношений, включая и отношения отдельных социальных групп. В реальной практике это получило развитие на опыте деятельности Временного научно-исследовательского коллектива "Школа – Микрорайон", начали включаться в сферу социально-педагогической деятельности формирующиеся отдельные структурные элементы социума, в частности на внутрииндивидном уровне – социальные потребности, социальные способности, социальные ценности; на интериндивидном уровне – социальная деятельность и социальные отношения; на метаиндивидном уровне – социальные институты. Педагогика отношений стала активно проявляться прежде всего в расширении педагогического влияния на среду обитания учащихся школ, следовательно, на причастные к этой среде элементы социальной инфраструктуры, в частности семью как субъект социальных отношений, сферу трудовой деятельности и др. Отличительной особенностью этого этапа является ориентация социально-педагогических идей на детско-подростковую среду, на учащихся общеобразовательных учреждений;

четвертый – этап активного освоения социально-педагогического компонента (образовательного, воспитательного, профессионального), социума (городского, сельского, семейно-соседского, воинского и т.д.). Данный этап характерен активным изучением возможностей педагогики отношений в социуме, рассмотрением социальных отношений через призму социальных потребностей и социальных способностей, прежде всего в области воспитания (формирование установок и мотивационной культуры личности), образования (формирования знаний и информационной культуры личности), обучения (формирования умений и операциональной культуры личности). Значительное место на данном этапе отводится рассмотрению социальной деятельности и ее многокомпонентному обеспечению, а также проблемам социализации и, главным образом, проблемам социальной адаптации в условиях новых ориентиров. Особое внимание отводится взаимодействию с различными социальными институтами. Все это предполагает развитие в самой социальной педагогике таких направлений, как моделирование и проектирование социально-педагогических процессов и явлений.

Именно социальная составляющая характеризует сущность и специфику педагогики социальной (как педагогики социальных отношений). Система социальных отношений создает условия реализации на практике социально-педагогических взглядов, идей, по сути, возникновения социально-педагогической деятельности как нового вида профессиональной деятельности.