Лекция 22. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ

Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою[1].

Развиваемые компетенции:

знать

• основные положения современных теорий регуляции трудового поведения, социального благополучия, качества жизни, здорового образа жизни, обеспечивающие практическую реализацию концепции КСО;

• основные права человека в сфере труда и трудовые практики, связанные с риском для прав работника;

• взаимосвязи понятий: "ценности", "интересы", "смыл жизни", "качество жизни", "свобода", "сознательность", "совесть", "долг", "благодарность", "самопожертвование" в рамках КСО;

• предметные области социальной ответственности работников;

уметь

• выявлять и анализировать социально значимые проблемы работников;

• выстраивать процессы развития и саморазвития личности работников с учетом их КСО;

• организовывать и мотивировать лидерство с учетом КСО;

владеть

• методами мотивации честного и добросовестного труда;

• навыками должной предусмотрительности в работе и избегания соучастия в социально безответственных мероприятиях;

• методами предотвращения девиантного и оппортунистического поведения работников.

Социально ответственное поведение работников

Не место красит человека, а человек место!сказал человек, придя в пустынные края. И построил храм. И с тех пор место стало красить человека.

А если точнееего душу[2].

Ответственность, накладываемая на работника групповыми, корпоративными, служебными локальными обязанностями, представляется как подотчетность, или "необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках"[3]. Такая ответственность ограничена рамками регулятивных систем. Однако работник может быть ответственен и в рамках выше этих систем. Например, когда он бескорыстно инициативен, творчески подходит к своей работе, добровольно принимает на себя роль лидера, благотворительствует и т.п. В этих случаях говорят о социальной ответственности работника. Под таковой понимается "нравственная и поведенческая установка личности, группы или социального слоя, опирающаяся на осознание и учет возможности негативных для других людей и групп (как непосредственного окружения, так и более широкого) последствий своих действий, стремление и готовность избежать таких последствий"[4].

Основной характеристикой социальной ответственности является ее добровольность. Работник принимает ее самостоятельно в качестве личного и универсального долга. Осознавая собственное долженствование, он предъявляет себе дополнительные требования и/или накладывает на себя дополнительные ограничения при отсутствии явного внешнего принуждения. Однако отсутствие этого принуждения не означает его отсутствие вообще. В социуме всегда действует моральное принуждение, например, в форме утверждения добродетели вопреки страху, наслаждению, пользе, славе[5].

Работники по-разному осознают ценность социальной ответственности. Они могут реализовывать эту ценность как личность или как представители профессии, компании, сообщества и т.д. Поэтому в аналитических оценках их поведения важно уметь распознавать виды социальной ответственности (табл. 22.1).

Таблица 22.1

Основные виды социальной ответственности работников[6]

Признак различия

Виды социальной ответственности

Субъект отчета

Перед своей совестью, обществом, страной, компанией, коллегами по работе, потребителями продукции, семьей, собой, последующими поколениями

Предмет

Последствия деятельности компании, результаты труда, взаимоотношения, экология, нуждающиеся в помощи люди, состояние собственной души

Форма

Политическая активность, организационное гражданство, социальное партнерство, профессиональное мастерство, лидерство, творчество, волонтерство, материальная и моральная поддержка близких, благотворительность, сочувствие страждущим, участие в социальных программах, покаяние, молитва

Проявление

Вера, трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, креативность, добропорядочность, нравственность, справедливость, честность, сдержанность характера, лояльность к корпорации, любовь к людям, милосердие, умеренность в потреблении благ

Значение

Гражданское, нравственное, духовное, профессиональное качества

Способ несения

Дополнительные требования и самоограничения

Одни работники воспринимают социальную ответственность как сознательное самопожертвование, другие – как самопрезентацию в социуме через приобщение к социальной дисциплине. В первом случае мотивация добровольной ответственности состоит в получении урожая плодов духовного роста, а во втором – в автономии личности дисциплинированного человека, его независимости от "суровых" норм, правил, санкций. В обоих случаях действия социально ответственных работников имеют моральный смысл, однако при условии, что человек уверен в правильности своего поведения.

ОГЛАВЛЕНИЕ и формы социальной ответственности часто меняются с возрастом человека по мере осознания им ценностей и смысла жизни. Свое чувство социальной ответственности работники могут реализовать в различных предметных областях. На них лежит ответственность за планирование личного развития, формирование и реализацию лидерских качеств, эмоционального и социального интеллектов[7], творческое отношение к труду и др.

Социальная ответственность работника может иметь не только качественные, видовые, характеристики, но и количественные. Например, ее значение как профессионального качества тем больше, чем шире круг людей, чье физическое и моральное благополучие зависит от качества трудовой деятельности работника[8].

Необходимость ответственности порождают осознанность действия и свобода воли (выбор). Следовательно, ответственность, осознанность и свобода – сопредельные понятия. Сознание проявляется в оценках человеком себя и своих поступков, а свобода указывает возможность действовать в осознанном направлении[9]. Взаимосвязи трех категорий вытекают из такого соотношения: мера ответственности человека задается мерой его свободы и степенью осознанности им своего поведения (рис. 22.1).

Рис. 22.1. Соотношение меры свободы и меры ответственности[10]

При высокой степени сознательности и широких рамках свободы человека его социальная ответственность увеличивается. При низкой степени сознательности и широких рамках свободы человека его социальная ответственность уменьшается. При ограничении свободы сознание может гаснуть либо протестовать, а социальная ответственность – уменьшаться либо гипертрофированно расти до уровня борьбы за освобождение человечества. При низком уровне сознания ограничение свободы этически оправдано.

Уровень соотношения сознательности, свободы и социальной ответственности работника влияет на качество его жизни, что проявляется в пробуждении у него интересов к новому образу жизни и изменениях поведения, отношения к работе и окружающим людям. Удовлетворительное качество жизни характеризуется гармонией в социально-трудовых отношениях и поведении работников. Такая гармония возникает при определенном балансе в указанном соотношении, который может достигаться на разных уровнях развития личности. Высшее качество жизни, характеризующееся приоритетом этических и духовных потребностей, доступно

духовно свободной и ответственной личности, сознание которой одухотворено обретением высших ценностей и добродетелей. Улучшению качества жизни работников, реализации мудрой ее философии способствуют системы регуляции их социально ответственного поведения.

Самостоятельная работа

Постройте логические конструкции суждений о том, какое влияние оказывают факторы, указанные на рис. 22.1, на уровень соотношения сознательности, свободы и социальной ответственности работников, а также на их качество жизни.