Лекция 23. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИННОВАТОРОВ

Человек осознал, что его ответственность требует развития науки, что он не может пренебрегать этим обстоятельством, но он не может знать наперед все новые и неожиданные вилы ответственности, которые новое развитие возложит па его плечи..[1]

Эндрю Ж. Ван Мелсен

Развиваемые компетенции:

знать

• требования к гражданской и юридической ответственности за нововведения на разных этапах инновационного процесса;

• взаимосвязи видов эффективности инновационных проектов и основы оценки социальной ответственности за результаты их внедрения;

• правовые и организационно-экономические формы реализации социальной ответственности инноватора;

уметь

• осознавать социальную ответственность за результаты своего творчества и с учетом се формировать опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;

• моделировать инновационные процессы и управлять ими с учетом социальной ответственности;

• оценивать социальные влияния инноваций на развитие общества, компаний и их партнеров (стейкхолдеров);

владеть

• навыками использования ресурсов коммуникации на рынках инноваций с пользой для социально-экономического развития компании;

• приемами диагностирования и прогнозирования социальных возможностей и последствий инновационно-предпринимательской деятельности компании;

• методами оценки характера достигнутого развития, проектирования будущего и его последствий с учетом инноваций и социальной ответственности.

Теоретические основы социально ответственного поведения инноваторов

Предложили специалисты-новаторы тапку пахать.

А тракторустрельбой заниматься.

И не получилось у них ни войны, ни мира...[2]

Одним из основных субъектов современной экономики становится инноватор. Инноватор в ходе своего функционирования затрагивает интересы многих субъектов хозяйствования, поэтому в своей деятельности должен оставаться справедливым в намерениях и в оценке возможных последствий от разрабатываемых и внедряемых инноваций. Следовательно, социальная ответственность инноватора представляет собой полноценную категорию, направленную на решение социальных задач. Значимость инноваций усиливается в связи с необходимостью решения обостряющихся глобальных проблем экологии, болезней, обеспечения растущего населения продовольствием и водой, социальной стабильности и др. Социальная ориентированность инноваций на повышение качества жизни и расширение возможностей граждан обусловливает новые приоритеты для бизнеса и для государственной политики, что отражено в Инновационной стратегии ОЭСР[3].

Кто же такой инноватор? Это некоторый субъект деятельности (человек, организация), вокруг которого происходит созревание и оформление идеи и ее реализация, т.е. практическое воплощение в жизнь. Для инноватора главное, чтобы у него была возможность творить и результаты творчества имели пользу. Но в этих условиях сразу же возникает ответственность инноватора за плоды своего творчества. Тогда под социальной ответственностью инноватора можно понимать честное, но непрозрачное по причине соблюдения коммерческой тайны инновации поведение участников инновационной деятельности, которое с пользой влияет на качество жизни как современников, так и потомков[4].

Процесс создания и распространения инноваций, в который включен инноватор, состоит из нескольких этапов. Первый этап связан с созданием новации, когда существующие мысли приобретают черты идеи и затем реализуются в виде открытий, изобретений, технических разработок, бизнес- планов. Авторы идей чаще всего в одном лице не сочетают качества новатора и умения предпринимателя, необходимые для дальнейшего продвижения идеи. Второй этап заключается в создании инновации, т.е. материализации новации. Результатом данного этапа становится некоторый новый продукт, новая технология, новая услуга. На третьем этапе осуществляется продвижение инновации. Данный этап связан с выводом инновации на рынок и распространением среди потребителей. Здесь происходит социализация инновации, ее принятие обществом и именно на этом этапе инновационный проект становится прибыльным.

Представленный инновационный процесс протекает в рамочных условиях социальной ответственности (рис. 23.1), и носит неявный характер. Адаптируя модель КСО, предложенную А. Кэрролом (глава 1), к инновационной деятельности можно выделить спектр ответственности инноватора, включающий:

• экономическую ответственность, которая состоит в удовлетворении потребностей общества на другой качественной основе и в прибыльности инноваций;

• юридическую ответственность, которая заключается в выполнении экономических и социальных обязательств в рамках существующего правового поля;

• этическую ответственность, которая отражает соблюдение неписаных кодексов, норм и ценностей, правил поведения, существующих в обществе и функционирующих за рамками формального законодательства.

Рис. 23.1. Поле социальной ответственности инноватора[5]

Нормы, лежащие в основе социальной ответственности инноватора, включают такие добродетели, как правдивость, обязательность, совесть.

Перечисленные нормы относятся к требованиям саморегулирования, которые: являются более гибкими по сравнению с формальными нормами; легче адаптируются к изменяющимся условиям функционирования; открывают легальные возможности воздействовать на нормотворчество и за счет вовлеченности различных структур в этот процесс формировать комфортные условия функционирования предпринимательских структур; направлены на поддержание высоких стандартов функционирования бизнеса и инноваторов в этом бизнесе; позволяют лучше адаптироваться к конкретным условиям функционирования.

Использование модели социальной ответственности инноваторов в современных условиях рассматривается не только как одобряемое обществом поведение, но и способ создания дополнительной стоимости и повышения экономической эффективности. Несмотря на то что количественно описать влияние социально ответственного поведения инноваторов на экономическую эффективность представляется затруднительным, имеются попытки такого оценивания.

Так, американская компания провела опрос и выявила следующую закономерность: компании, ориентированные на социально ответственное поведение, как правило, являются лидерами в своей отрасли и добиваются большего успеха, чем те компании, которые ориентированы исключительно на финансовые цели[6]. Маркетинговое исследование, проведенное в марте 2012 г. крупной американской компанией Nielsen, работающей более чем в 100 странах мира[7], показало: 2/3 потребителей предпочитают покупать продукты и услуги от компаний, которые внедряют КСО; 46% готовы платить больше за продукцию социально ответственных компаний[8]. Крупные инвесторы хотят иметь дело только с ответственными, прозрачными и понятными компаниями, чтобы минимизировать предпринимательские риски, особенно в инновационной сфере. Инноваторы, ориентированные на социальное ответственное поведение, получают преимущества при распределении внешних финансовых ресурсов. По данным Агентства социальной информации, все большее распространение получает социально ответственное инвестирование, ориентированное на стратегии инвестирования в инновационные проекты, которые предполагают не только максимизацию прибыли, но и создание пользы для общества.

Отличительной чертой социально ответственных действий инноватора является ориентация не столько на краткосрочные выгоды, сколько на достижение целей в будущем. В результате социально ответственного поведения инноватора с учетом составляющих инновационного успеха получаемые выгоды распределяются между самим инноватором, обществом, партнерами инноватора. К выгодам инноватора относят: укрепление его репутации, удержание и набор высококвалифицированных кадров[9], повышение производительности и качества труда[10], укрепление морального духа, повышение инновационной активности и управление переменами, творческую самореализацию.

Совокупный эффект инновационной деятельности (экономический, социальный, экологический, информационный) складывается на основе объединения уникальных личностных качеств участников каждого этапа инновационного процесса, условий рыночной среды, которая представляет множество альтернатив приложения уникальных качеств инноватора; культуры (научной, изобретательской, проектной, предпринимательской, потребительской), включающей в себя инструментальные ценности, стандарты и образцы поведения и коммуникаций[11].

Следует отметить, что культурная составляющая инновационного успеха носит определяющий характер. Это подчеркивают в своих исследованиях Η. М. Лебедева, Е. Г. Ясин и др. "Тем не менее нельзя упускать из виду, что при своей способности генерировать массовый поток нововведений инновационная экономика особенно требовательна к культурной среде, науке, образованию, свободе творчества, предпринимательства, развитию не только интеллекта и креативности, но и способности успешно внедрять инновации в условиях рыночной экономики"[12]. Выявлены следующие культурные особенности, которые оказывают влияние на инновации:

• особенности коммуникаций. Обосновано, что всесторонние коммуникации – горизонтальные и вертикальные – существенно оживляют процесс обмена идеями и повышают инновативность, но и создают дополнительную ответственность, особенно ответственность за использование объектов интеллектуальной собственности других инноваторов;

• уровень доверия (этический капитал). Доверие, являясь ключевым фактором инновационной деятельности, подразумевает высокий уровень ответственности, честности и предсказуемости во взаимоотношениях. Доверие является альтернативой строгому надзору, последнее способствует пассивности персонала и подавляет желание что-то изобретать и вносить предложения;

• трудолюбие и настойчивость – способности изобретателя, новатора и инноватора преодолевать сопротивление со стороны общества и рынка продвижению новой идеи, проекта, продукта. Чем выше степень избегания неопределенности в обществе, тем оно сильнее рассчитывает на то, что новаторы будут следовать организационным нормам, правилам и процедурам при внедрении инноваций. Любопытно, что при заметном сопротивлении инновациям требования общества к психологическим, и прежде всего лидерским, качествам новаторов ужесточаются;

• опора на собственное мнение, стремление брать на себя ответственность, или внутренний локус контроля. При принятии решений и оценке результатов своей работы инноваторы опираются преимущественно на внутренние критерии, нежели на мнение окружающих.

Главным элементом инновационной культуры являются не доминирующие общечеловеческие ценности, а ценностные ориентиры инноваторов, которые реализуются в их социально ответственном либо социально безответственном поведении (рис. 23.2).

Рис. 23.2. Модель концептуализации категории "социальная ответственность инноватора"[13]

Различия в системах ценностей субъектов инновационной деятельности не всегда приводят к адекватной оценке ими их генерирующей роли в проекте, вследствие чего может разгораться конкурентная борьба за расширение полномочий и сужение зоны ответственности.