Социальная мифология

В конце XIX – начале XX в. в судьбе мифа произошли существенные изменения. Возник особый феномен – социальная мифология (реестр социальных иллюзий, сознательно распространяемых в обществе для достижения тех или иных целей). Миф стал выразителем неосознанных стремлений и ожиданий больших масс людей, средством социальной ориентировки толпы.

Чрезвычайно важно, что в мифе мы можем обнаружить кристаллизацию опыта и ожиданий людей, более отчетливую, чем, допустим, в доктринерском прагматическом выражении аналитической мысли. Миф порой более ясно позволяет судить о чувствованиях и настроениях людей, о векторе их устремлений, об энергии порывов, нежели идеологическая догма.

Многие культурологи пытались придать понятию мифа конструктивный смысл. Вот что писал, в частности, Ницше: "Без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер прирожденной силы; обставленный мифами горизонт замыкает целое культурное движение в некое законченное целое. Все силы фантазии и аполлонических грез только мифом спасаются от бесцельного блуждания. Образы мифа должны незаметными вездесущими демонами стать на страже; под их охраной подрастает молодая душа, но знамениям их муж истолковывает жизнь свою и битвы свои; и даже государство не ведает более могущественных неписаных законов, чем эта мифическая основа"[1].

В XX в. существенно возрос интерес общества как к древним, так и к футуристическим (предлагающим будущее) мифологиям, и не только в литературе и кино, но и в политике. Научные успехи в области религиоведения, как отмечает В. С. Полосин, истории религий, аналитической психологии позволили качественно расширить границы мифа и мифотворчества в целом, стимулировали возникновение специальной области знаний, посвященной мифологии.

В последнее десятилетие получило бурное развитие имиджмейкерство (изготовление образов политиков), что также стало ярким проявлением тенденции возрождения мифотворчества на современном уровне. Тем самым в конце века стала ощущаться потребность в соотнесении процесса мифотворчества, считавшегося в недалеком прошлом исключительно религиозным, с реалиями общественного сознания в целом, или в философской систематизации исследований в области мифологического.

Попробуем с этой точки зрения подойти к ситуации, которая сложилась сегодня в нашей стране.

Будучи рожденным на стадии верховенства архаического сознания, миф не покидает историю и общественное сознание. Он постоянно воспроизводится в культуре, особенно в искусстве и политике. Однако возвращение мифа в традиционной форме исключается. Мы никак не можем проникнуть в мир, который нам чужд полностью. Воскрешение мифа в культуре вызывает нс только энтузиазм, но и тревоги. Одни опасаются политической манипуляции, другие видят угрозу для христианской традиции, которая заместила в европейской культуре господство мифа.