Социальная адаптация и реабилитация в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента

В профессиональном взаимодействии социального работника и клиента значительное место должно отводиться решению задач социальной адаптации и реабилитации, восстановлению социального функционирования. Социальный работник призван воздействовать на процесс социальной адаптации, приспособления личности, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности в связи с изменением социального статуса (уход на пенсию, потеря работы, инвалидность) или самой социальной среды (социально-экономические реформы и др.). Характер взаимодействия среды и личности определяется различными факторами, важнейшим из которых является личностное начало, способность субъекта к деятельной самооценке и оценке объективных условий, социальной среды. Социальный работник должен обладать навыками профессионального воздействия на социально-психологический, социально-ролевой, социально-организационный

Рис. 9.5. Основные принципы социальной адаптации

и другие уровни адаптации. Принципы социальной адаптации представлены на рис. 9.5.

Социальная реабилитация, т.е. восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, относится к наиболее важным аспектам взаимодействия социального работника и клиента. Успешность осуществления социальной реабилитации во многом зависит от соблюдения социальным работником ряда принципов адаптации (этапность, комплексность, последовательность, обязательность и добровольность, доступность и др.), а также уровней адаптации (медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-ролевой, социально-психологический и др.), каждый из которых должен включать в себя определенный набор методов реабилитации.

Планирование индивидуальной поддержки клиента с учетом его психосоциальной проблемы

Необходимым компонентом взаимодействия социального работника и клиента является планирование индивидуальной поддержки клиента на основе его запросов и психосоциальной проблемы. Вопросы и проблемы, с которыми обращаются к социальным работникам, очень разнообразны. В последние годы по различным причинам, в том числе и из-за большого числа разводов, социальные проблемы затронули также и людей, занимающих достаточно высокое социальное положение. Сложности, связанные с разводом, могут усугубляться материальными затруднениями, определением обязанностей по отношению к детям, разделом имущества, переживаниями вследствие изменения социального статуса. Растущая безработица, ранее характерная для низших слоев общества, поразила и средний слой служащих. Во всех социальных группах встречается множество проблем, которые являются социальными по своему характеру, но, в свою очередь, создают проблемы психологического плана. Например, безработица легко может привести к депрессии и апатии. Безработный чувствует себя изолированным от других людей, неполноценным, у него появляется чувство вины. В подобном случае нельзя ограничиться лишь собеседованием, хотя и оно может предотвратить дальнейшее ухудшение психического состояния человека.

Иногда социальная проблематика заслоняет собой индивидуальные проблемы личности и взаимоотношений. Например, злоупотребление алкоголем занимает одно из первых мест среди причин возникновения проблем в семье, на работе, затруднений в материальной сфере. Клиент думает, что ему достаточно поменять место жительства или место работы, и все уладится само собой. Однако и после этих мер алкоголь снова и снова наносит вред социальному положению клиента.

Ситуации клиента могут быть трудными, тупиковыми, нежелательными, могут стать препятствиями на пути к достижению целей. Если человек или семья решают обратиться за помощью, социальный работник должен выявить взгляд каждого человека на существо проблемы:

– как клиент воспринимает стоящую перед ним проблему;

– насколько сильный дискомфорт или стресс она вызывает;

– до какой степени нарушены стабильность или равновесие;

– какие меры принимались для изменения ситуации;

– какими возможностями располагает клиент, чтобы преодолеть трудности, и т.д.

В процессе изучения проблема может оказаться не совсем такой, как представлялась вначале, или может выявиться совокупность психосоциальных проблем клиента, решение которых требует социальной помощи. Определить существо проблемы и наметить план помощи социальному работнику помогает типология психосоциальных потребностей, в соответствии с которой различают (рис. 9.6):

Рис. 9.6. Основная типология психосоциальных потребностей

а) "проблемы избыточности", характерные для средних слоев населения. Такие проблемы возникают, например, когда один или оба супруга слишком много работают либо когда жена вследствие частых командировок мужа, по сути, становится одинокой матерью. У многих мужчин несостоявшаяся карьера приводит к развитию стрессов, депрессиям и алкогольным проблемам. В этом случае необходимо вовремя отговорить человека от излишнего сосредоточения на карьерном продвижении. Многие боятся отстать от круга знакомых в погоне за материальными ценностями и платят слишком высокую цену за то, чтобы все было, "как у других". В этом случае человека необходимо убедить снизить уровень потребностей ради сохранения психического здоровья;

б) проблемы недостаточности, характерные для социальных низов.

Степень участия социального работника в оказании конкретной помощи в решении социальных проблем зависит от сферы деятельности клиента, его профессиональной роли и характера проблемы. Разумеется, в первую очередь клиент должен использовать собственные возможности для решения проблемы. Социальный работник может выступить здесь в роли посредника. Однако он должен быть очень внимателен, поскольку подобная роль чревата определенным риском, когда вместо того, чтобы способствовать развитию активности клиента, социальный работник делает его более пассивным. Но если человек действительно плохо справляется с ситуацией или не способен действовать, то здесь необходим социальный работник, выступающий для клиента в качестве "второго Я".

Специфика взаимодействия социального работника с клиентом как носителем проблемы заключается в необходимости его вовлечения в решение своих проблем и обретения им уверенности в собственных силах. Все это предполагает наличие у социального работника особых профессионально значимых качеств, соответствующих гуманистическим принципам социальной работы.

Повышение эффективности социально-психологического взаимодействия предполагает использование наиболее результативных методов и методик социальной работы, например метода оценки эффективности взаимодействия на основе удовлетворения потребностей клиента. В практике социальной работы используются также социологические исследования: анкетирование, опрос, интервьюирование и др.

Необходимо отметить, что исследования эффективности социальной работы начались сравнительно недавно, в 1996 г., поэтому имеются только первые научные итоги, главным образом связанные с определением видов, методик и методов, с помощью которых можно производить оценку эффективности.

Таким образом, взаимодействие социального работника и клиента – это форма социальной коммуникации, или общения, в которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого и достигается приспособление одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий, направленных на решение проблемы клиента или изменение социальной ситуации. Среди форм взаимодействия между социальным работником и клиентом можно выделить непосредственный контакт и опосредованные формы, предполагающие целый ряд связующих звеньев и механизмов (вербальные и невербальные способы общения, социальные ценности и т.д.). В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, целью которых является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитация, адаптация, восстановление его социального статуса.

Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь между социальным работником и клиентом, образующаяся для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление возможности клиенту самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал для самореализации и эффективного решения социальных проблем.