Социализм как хозяйственная идеология

Социализм (от лат. socialis – общественный) как идеология начат оформляться в XIX в. в Западной Европе. Он имеет глубокие корни в общественной мысли и нравственной философии древности и средневековья, в представлениях о естественном равенстве людей, братстве и солидарности.

Термин был введен в научный оборот П. Леру в 1834 г. в работе "Индивидуализм и социализм", но еще раньше использовался для обозначения позиции мыслителей и общественных деятелей, обратившихся к идеалам равенства и коллективизма как альтернативе и традиционным сословным формам неравенства и капиталистическому индивидуализму, утверждаемому либералами. Французские социалисты-утописты А. К. Сен-Симон, Ф . Фурье, англичанин Оуэн критиковали современное им общество утверждающегося капитализма за господство в нем нездорового индивидуализма и эгоизма, неравенства и несправедливости, порабощения и эксплуатации. Они считали идеалом общество, в котором утверждаются принципы справедливости и равенства. Экономическая справедливость основывается, в представлениях социалистов, на следующих базовых принципах:

• упразднение частной собственности на основные средства производства, которая заменяется общественной собственностью в целях ликвидации социального неравенства,

• отношения всеобщей солидарности трудящихся, минимизация конкуренции, недопустимость эксплуатации;

• максимально возможное равенство в доступе к собственности и ресурсам, в распределении продуктов труда, а также участии в хозяйственной деятельности; признается допустимым лишь неравенство, вытекающее из особенностей разделения труда в обществе и различий в способностях людей;

централизованное и планомерное управление общественной собственностью и всеми хозяйственными процессами, возлагаемое на государство;

• высокая значимость внеэкономического принуждения, основывающегося на централизации не только хозяйственной, но и политической, культурной и прочих сфер жизни общества.

Основные принципы социалистической идеологии по-разному интерпретировались ее сторонниками, поэтому существует множество ее вариантов. Наиболее радикальным, ортодоксальным стал марксистский вариант идеологии социализма, разработанный К. Марксом и Ф. Энгельсом, а затем дополненный В. И. Лениным, который был воплощен в опыте ряда стран "победившего социализма", в первую очередь СССР, а также ряда стран Восточной Европы, Китая, Северной Кореи, Кубы и др. В этом варианте социализм с его лозунгом "от каждого по способностям, каждому по труду" рассматривался в качестве "первой стадии" коммунизма как общества всеобщего и полного равенства. Например, И. В. Сталин определил социализм как "обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники".

Хотя целью ортодоксальных социалистов провозглашается самоуправление трудящихся, реально предполагается создание государства диктатуры пролетариата, осуществляющего экспроприацию частной собственности на основные средства производства и землю, национализацию финансовой системы, транспорта, связи, государственное планирование и регулирование производства и распределительных отношений. На другом полюсе обширного спектра интерпретаций социалистической идеологии находится демократический социализм, принципы которого формировались во второй половине XIX в. под влиянием идей Э. Берншнейна и др . Они отказались от идей диктатуры пролетариата, полной ликвидации частной собственности, централизованного управления экономикой, сохраняя при этом ориентацию на ценности эффективной социальной защиты и смягчения социально-экономического неравенства. В XX в. большой вклад в развитие социалистической идеологии внесли такие видные политики, как В. Брандт, У. Пальме, Ф. Миттеран и др. В реальном политическом спектре западных стран партии социалистической ориентации нередко придерживаются идеологии "малых дел", ориентированной не на масштабные социальные проекты, а на решение конкретных проблем социальной защиты.