Лекция 13. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Проблеме социализации личности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных философов (Ж.–П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. К. Мамардашвили, Шевелев В. Н. и др.), социологов (У. Бронфенбреннер, Э. А. Домбровский, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Б. Уолмен) и психологов (Г. М. Андреева, А. А. Деркач, Т. Кемпер, Т. Ньюком, А. Оллпорт, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, В. Т. Шибутани). Учеными разработаны различные теоретические подходы.

Так, представители биогенетических теорий (Дж. Ст. Холл, А. Гезелл и др.) социализацию рассматривают как естественный процесс, подчиняющийся своим внутренним закономерностям, развитие личности определяется последовательностью этапов, прохождение которых необратимо и предполагает прерывистость и внезапность изменений. В социогенетических теориях (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) социализация выполняет интегрирующую функцию, обеспечивает формирование чувства принадлежности к социокультурной общности, личность является продуктом различных культур.

Представители бихевиоризма и необихевиоризма (В. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтерс и др.) под социализацией понимают процесс социального научения, предполагающий наблюдение и подражание значимым моделям поведения. Важными элементами процесса научения выступают подкрепление, "замещающее подкрепление", самоподкрепление. На их взгляд, усвоенный набор моделей поведения и представляет собой личность. В классическом психоанализе социализация рассматривается как процесс обуздания природных влечений при помощи защитных механизмов.

Представители неофрейдизма особое значение придают "Эго" как основной "адаптирующей инстанции" в процессе социального развития личности. Э. Эриксон раскрывает социализацию как идентичность с членами группы. В школе символического интеракционизма (Д. Мид, Т. Кемпер, Т. Ньюком) разрабатываются модели социализации на основе анализа социального взаимодействия, ролевого поведения, формирования "Я". Раскрывается, что основным результатом социализации является развитие самосознания личности. Представители гуманистической психологии (А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) понимают социализацию как самоактуализацию "Я-концепции".

Л. С. Выготский категорически выступал против интерпретации в зарубежных теориях социализации как перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Он решительно настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей, поскольку он, родившись, уже является социальным существом, его изначально окружает взрослый, сложно структурированный социальный мир, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать. Л. С. Выготский утверждал, что природа личности социальна: "В отличие от Пиаже мы полагаем, что развитие идет не к социализации, а к превращению общественных отношений в психические функции".

Он обращает внимание на то, что "не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития".

В. К. Шабельников отмечает, что Г. Гегель в философском плане, а затем Л. С. Выготский в конкретно психологическом раскрывают логику социальной детерминации личности и психического развития человека. Общество предстает субъектом, формирующим нашу психику.

Представление о культурно-исторической детерминации развития личности (Г. Гегель, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Д. Б. Эльконин) предполагает соответствие или изоморфизм в духовной организации общества и личности. Развертываясь как функциональный орган общества, личность отражает ходом своего развития структуру напряжений детерминирующей ее социокультурной системы.

В отечественной психологии социализация понимается как усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений (Г. М. Андреева, 1986), как процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества (С. К. Рощин, 2002).

Социализация – процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Исследователи предлагают разные интерпретации понятия социализации, поскольку социализация неразрывно связана с представлениями о личности и о характере ее многообразных связей с обществом. Как видно из приведенных выше определений, социализация рассматривается, с одной стороны, как процесс активного усвоения индивидом социального опыта, социальных функций и напряжений, системы социальных связей во взаимодействии с окружающими людьми.

С другой стороны, это процесс внутреннего индивидуального развития человека, направленный на социальное самоопределение через критическое осмысление полученного опыта, преобразование этого опыта и дальнейшее его возобновление и преумножение. В этом случае понимание взаимодействия человека с обществом включает в себя понимание общества и человека в качестве субъектов развития.

В ходе социализации человек не только обретает субъектные качества, нужные ему для жизнедеятельности в обществе, но и формируется как личность, способная конструктивно и творчески решать проблемы этого общества, создавать новые области социальной практики и ранее не существовавшие социальные общности.

И хотя определения этого процесса в исследованиях различных авторов во многом схожи, нельзя понимать социализацию однозначно. Сложности также связаны и с корректностью разведения понятия социализации с используемыми в отечественной психологической науке понятиями "развитие личности" и "воспитание".

Под развитием личности понимается процесс закономерного изменения как системного качества индивида в результате его социализации. Развитие личности рассматривается не как подчинение личности обществом или подавление ее биологической природы, а как выделение личности из общества "путем свертывания в ее системе части проходящего через нее движения общественной деятельности". Личностные особенности формируются как психологическое обеспечение деятельности субъекта.

Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности, поскольку процесс развития ребенка немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений. В этом случае по объему понятия "развитие личности" и "социализация" некоторым образом совпадают, но акцент на активность личности более четко представлен в идее развития, а не социализации. Научное рассмотрение вопроса о социализации не снимает проблемы развития личности и предполагает, что личность понимается как становящийся во взаимодействии с социальной средой активный социальный субъект.

Для акцентирования идеи непрерывности, незавершенности социального развития личности используется понятие "социализированность".

Социализированностьсоответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации.

Понятие социализации включает в себя признаки социализированности и готовности к переходу в новые ситуации социального развития, подразумевает способность к адекватному восприятию новых социальных требований; избирательное отношение к социальным воздействиям; низкую социальную ригидность; сформированности личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

Социализация продолжается в течение всей жизни, и особенностью социализации взрослых в непредвиденных социальных ситуациях (смена идеологии, ценностных и поведенческих установок, смена постоянного места жительства, освобождение из мест лишения свободы и др.) является "ресоциализация".

Ресоциализацияодин из аспектов реабилитации, характеризующийся возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации.

Понятие "воспитание" употребляется в психологическом аспекте в двух значениях – широком и узком. В узком смысле воспитание рассматривается как обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения под воздействием субъектов воспитательного процесса.

В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, взрослый человек, осуществляющий целенаправленный, планомерный процесс воздействия с целью передачи, привития ребенку определенной системы представлений, понятий, норм и т.д., но это не жестко манипулятивпый процесс, а межличностное взаимодействие, отношения партнерства. В связи с целенаправленностью воздействующей стороны в реализации отношений, на нее в большей мере возлагается постановка целей, выходящих за рамки ситуации взаимодействия и рефлексия происходящего. Как мы видим, понятия "воспитание" в узком смысле слова и "социализация" отличаются по своему значению.

При употреблении понятия "воспитание" в широком смысле различия снимаются, поскольку воспитание трактуется как процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Субъектом воспитательного процесса в этом случае выступает все общество, вся система общественных связей, ориентированная на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе. Воспитание в широком смысле является ведущим и определяющим началом социализации.

Для анализа смысловых доминант социализации исследователи условно выделяют неразрывно слитые между собой четыре ее грани. Три грани характеризуют первую сторону социализации, связанную с "вхождением" человека в общество, это – инкультурация, интернализация и адаптация, вторую сторону социализации, отражающую активное воспроизводство человеком усвоенного социального опыта, отличает четвертая грань – рассмотрение социализации как процесса конструирования.

Процесс инкультурации раскрывает направленность индивида на освоение миропонимания и поведения, присущих базовой культуре, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур (М. Херсковиц, 1967). В социально-психологических исследованиях личности анализируются механизмы и виды трансляции культурно задаваемых норм и ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации, особенностей социальной идентичности и "Я-концепции". Достаточно много проводится теоретических и экспериментальных исследований становления личности в условиях этнической, политической и т.п. социализации (Л. М. Дробижева, Η. М. Лебедева, Л. М. Попов, В. Ю. Хотинец, У. Бронфенбреннер, М. Мид и др.).

Социализация может рассматриваться как процесс усвоения, интернализации индивидом различных модусов социального опыта (усвоение моделей поведения и социальных значений: символов, ценностей и установок). Основной акцент в исследованиях поставлен на различных механизмах этого усвоения и самом содержании усвоенного. Особенностью современных исследований является то, что в них подчеркивается значение саморегуляции и самодетерминации как показателей личностной зрелости в ходе интернализации социальных влияний. Большое внимание в исследованиях отечественных психологов отводится изучению социализации отдельных свойств, состояний и процессов (А. А. Реан, Ю. П. Поваренков, С. И. Ерина, В. Н. Куницына и др.).

Понимание социализации как адаптации связано с анализом социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов. Основным результатом социализации выступает формирование характеристик индивида, обеспечивающих его нормативное функционирование, а основным критерием в оценке социального развития становится его социальная успешность. Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его – как дезадаптация. Личность представляет собой психологическую структуру, преломляющую влияние разноуровневых социальных тенденций и преобразующую их в сценарии адаптивного поведения.

В психологических исследованиях обосновываются различные теоретические подходы к данной проблеме, выделяются факторы, определяющие успешность социально-психологической адаптации личности к социальным изменениям, профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. И. Донцов, Е. К. Завьялова, A. В. Карпов, В. А. Климов, Г. С. Никифоров, А . Л. Свенцицкий, В. Д. Шадриков и др.). В настоящее время психологи обращаются к проблеме социально-психологической адаптации в системе образования (Н. В. Клюева, А. А . Реан, B. Ф. Шевчук, В. А. Якунин и др.).

Исследователи придерживаются убеждения, что социально-психологическая адаптация человека в условиях социально-экономических преобразований представляет собой динамический механизм, обеспечивающий развитие социализации как исторического процесса. Его основная функция заключается в создании субъективных психологических регуляторов, которые, реализуясь в различные формы поведения и деятельности, служат основой для возникновения новых социальных норм, требований, ролей.

Понимание социализации как конструирования социальности позволяет преодолеть традиции "жесткого" детерминизма в решении проблемы взаимодействия индивида и общества. В настоящее время проблема конструирования субъектом социального мира является самостоятельным предметом анализа, составляя ОГЛАВЛЕНИЕ психологии социального познания. Г. М. Андреева под конструированием понимает "приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла".

Результатом данного процесса становится создание человеком образа социального мира как сотворенной социальной реальности, частью которого является представление о самом себе как части этого мира – социальная идентичность. Представления о сущности процессов "социального конструирования" (М. Фуко, 1996; К. Герген, 1997; С. В. Штак, 2006 и др.) позволяют исследователям выявлять и изучать психологические закономерности формирования больших социальных групп (классы, страты и т.д.), прогнозировать вероятность попадания людей, имеющих маргинальный статус (беженцы, инвалиды, малоимущие и т.д.), в группу "социальных аутсайдеров".