Социалистический реализм. Личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами

Возникший на философской и эстетической основе марксизма социалистический реализм - художественное направление, ангажированное партийной бюрократией, обслуживавшее потребности тоталитарного общества в формировании "нового человека". Согласно официальной эстетике это искусство отражает интересы пролетариата, а позднее - всего социалистического общества. Утопические идеи будущей коммунистической жизни (без частной собственности, без культа приобретательства, без всесильной власти денег, с ориентацией на духовные ценности, без эксплуатации, в бесклассовом обществе с работой по способностям и потреблением по потребностям) были полны несбыточных, но заманчивых и гуманных обещаний. И потому утопизм был не всегда помехой созидания высокого искусства. Главной помехой искусству был не столько утопизм коммунистических идей (будто бы общество равных возможностей - не утопия, будто в истории человечества были общества с неутопическими идеями), сколько грубое вмешательство партийных чиновников в художественное творчество.

Западные теоретики и критики дают свои определения социалистического реализма. По мнению английского критика Ж.А. Куддона,

Социалистический реализм - художественное кредо, разработанное в России для внедрения марксистской доктрины и распространявшееся в другие коммунистические страны. Это искусство утверждает цели социалистического общества и рассматривает художника в качестве слуги государства или, в соответствии со сталинским определением, в качестве "инженера человеческих душ".

Куддон отмечал, что социалистический реализм посягал на свободу творчества, против чего бунтовали Пастернак и Солженицын, а "их бессовестно использовала в пропагандистских целях западная пресса".

Критики Карл Бексон и Артур Гац пишут:

Социалистический реализм - традиционный для XX в. метод прозаического повествования и драматургии, связанный с темами, благоприятно трактующими социалистическую идею. В Советском Союзе, особенно в сталинскую эпоху, а также в других коммунистических странах социалистический реализм был искусственно навязываем художникам литературным истеблишментом.

Альбер Камю в одном из своих выступлений сказал:

Все, что Россия показала нам в эту пору,- Блок и великий Пастернак, Маяковский и Есенин, Эйзенштейн и первые певцы цемента и стали - являет собой блестящую лабораторию форм и тем, плодотворных и смелых исканий. И, однако, - продолжает Камю, - пришлось отказаться от всего этого, придя к выводу, что нельзя быть реалистом, когда невозможен сам реализм. Диктатура там, как и повсюду, резала по живому: реализм, согласно ее принципам, был в первую очередь необходим и лишь затем возможен, при условии, однако, что он будет социалистическим (А. Камю. Речь, произнесенная при вручении Нобелевской премии 14 декабря 1957 г.).

Возникновение термина

Само понятие "социалистический реализм", выразившее художественно-концептуальные качества нового искусства, возникло в ходе бурных дискуссий и теоретических поисков. Эти поиски были делом коллективным, в котором в конце 20-х-начале 30-х годов принимали участие многие деятели культуры, по-разному определявшие новый метод литературы: "пролетарский реализм" (Ф. Гладков, Ю. Лебединский), "тенденциозный реализм" (В. Маяковский), "монументальный реализм" (А. Толстой), "реализм с социалистическим ОГЛАВЛЕНИЕм" (В. Ставский). В 30-х годах деятели культуры все больше сходятся на определении творческого метода советского искусства как метода социалистического реализма. "Литературная газета" 29 мая 1932 г. в передовой статье "За работу!" писала: "Массы требуют от художников искренности, революционного социалистического реализма в изображении пролетарской революции". Руководитель украинской писательской организации И. Кулик (Харьков, 1932) говорил: "...условно тот метод, на который мы с вами могли бы ориентироваться, следовало бы назвать "революционно-социалистический реализм". На совещании писателей на квартире у Горького 25 октября 1932 г. художественным методом литературы в ходе обсуждения был назван социалистический реализм. Позже коллективные усилия по выработке концепции художественного метода советской литературы были "забыты" и все было приписано Сталину.