Сотрудничество в рамках Северного совета

Сотрудничество государств северной части Западной Европы (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция) осуществляется на субрегиональном уровне в рамках образованного в 1952 г. Северного совета. Уставным документом для деятельности Северного совета является Договор о сотрудничестве, подписанный 23 марта 1962 г. в г. Хельсинки . Необходимо выделить следующие обязательства государств — членов Северного совета по данному Договору: стремиться к выработке единых положений в отношении преступлений и санкций за их совершение, при этом в любой из северных стран должны, насколько это возможно, проводиться расследования и судебные разбирательства дел о преступлениях, совершенных в другой северной стране (ст. 5); стремиться к принятию правил, в соответствии с которыми на их территории могло бы исполняться и решение, вынесенное судом или иным органом в другой северной стране (ст. 7).

Заслуживают внимания также обязательства развивать сотрудничество, в частности в сфере деятельности, направленной па воздержание от употребления алкогольных напитков (ст. 16 указанного Договора), и координировать работу по повышению безопасности дорожного движения (ст. 29 того же документа).

Договорно-правовая основа сотрудничества государств — членов Северного совета в области борьбы с преступностью также включает Протокол о взаимной правовой помощи, заключенный Данией, Норвегией и Швецией в 1957 г., Конвенцию о правовой помощи при расследовании правонарушений и о выдаче (1958), Скандинавский договор о выдаче (1962) и Соглашение об исполнении приговоров о лишении свободы, в том числе условном (1963).

Развитие интеграционных процессов северных стран привело к необходимости дальнейшей унификации их законодательства, в том числе уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного. В отличие от других интеграционных группировок члены Северного совета стремятся к выработке единообразного законодательства, как правило, без предварительного заключения соответствующих конвенций между собой. Работа по унификации законодательства осуществляется в основном национальными комиссиями по подготовке новых законов в различных отраслях права, находящимися в постоянной связи друг с другом. Так, в 1960—1961 гг. в Швеции, Норвегии и Финляндии были одобрены идентичные законы о выдаче. С 1 января 1964 г. во всех пяти государствах — членах Северного совета вступили в силу законы (расширившие положения Конвенции о правовой помощи при расследовании правонарушений и о выдаче 1958 г.) об исполнении постановлений судов одной из северных стран в остальных четырех, включая постановления о материальных удержаниях различных видов, тюремном заключении, наблюдении за условно освобожденными, в том числе несовершеннолетними.

Большое значение для развития процессов унификации законодательства имеют встречи министров юстиции, высокопоставленных должностных лиц (включая председателей верховных судов, генеральных прокуроров), а также конференции юристов северных стран (созываемые один раз в три года).

В 1972 г. был создан Скандинавский совет по криминологическим исследованиям — консультативный орган, призванный оказывать помощь и вырабатывать рекомендации Северному совету и правительствам государств-членов по вопросам криминологического характера. На него возложена задача сбора и распространения информации по проблемам, представляющим общий интерес для криминологов северных стран.

Серьезные практические усилия предпринимаются Северным советом в организации сотрудничества в сфере борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом. С 1971 г. действует Контактная группа по проблемам злоупотребления наркотиками, причем ее деятельность охватывает не только сферы здравоохранения и социального обеспечения, но и судебную систему, правоохранительные органы. В 1984 г. была создана Группа "Полиция, таможня и наркотики", проводящая свои рабочие встречи два раза в год поочередно в каждой стране — участнице Северного совета.