Три состояния личности по Э. Берну

Весьма известна и получила широкое применение схема состояний личности, разработанная Эриком Леннардом Берном – американским психологом и психиатром. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Берн сосредоточил внимание на "трансакциях" (от англ. trans– приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action – "действие"), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния ("Я"-состояния): взрослый, родитель и ребенок. Вступая в контакт с окружающими людьми, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения – это обмен одной трансакцией, он происходит по схеме: "Стимул" первого собеседника вызывает "реакцию" второго, который, в свою очередь, направляет "стимул" первому собеседнику, т.е. почти всегда "стимул" одного становится толчком для "реакции" второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. Таким образом, трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для характеристики и анализа поведения человека, – как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Характеристика эго-состояний по Берну

1. Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Как и все другие эго-состояния, состояние Я-родитель имеет сильные и слабые стороны.

Сильные стороны эго-состояния родителя

Слабые стороны эго-состояния родителя

Уверенность в своей правоте.

Вера в силу моральных требований.

Стремление к покровительству и защите слабого

Сознание своего превосходства и права "карать".

Догматизм.

Безапелляционность

2. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно их рассчитывая.

Сильные стороны эго-состояния взрослого

Слабые стороны эго-состояния взрослого

Расчет действий.

Контроль над ними.

Трезвость в оценках, понимание относительности догм

Излишний скептицизм.

Недостаток спонтанности или бедность фантазии.

Недооценка эмоциональной стороны жизни

3. Эго-состояние ребенка содержит побуждения, которые возникают у него естественным образом. Оно также содержит характер ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Эго-состояние ребенка отвечает также за творческие проявления личности.

Сильные стороны эго-состояния ребенка

Слабые стороны эго-состояния ребенка

Раскованность.

Творческие порывы.

Импульсивная жизнерадостность, фантазия, любопытство

Пугливость.

Неуверенность, беспомощность, доверчивость.

Несдержанность

Когда человек действует и чувствует подобно тому, как это делали его родители, – он находится в эго-состоянии родителя. Когда он имеем дело с текущей реальностью и ее объективной оценкой – он находится в эго-состоянии взрослого. Когда человек чувствует и ведет себя подобно тому, как он делал это в детстве, – он находится в эго-состоянии ребенка. В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трех эго-состояний. Основные особенности этих состояний представлены в табл. 4.4.

В заключение отметим, что трансактный анализ, основанный Эриком Берном, раскрывает такие рассмотренные нами три эго-состояния, в которых может находиться каждый че-

Таблица 4.4

Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребенка

Основные характеристики

Родитель

Взрослый

Ребенок

Характерные слова и выражения

"Все знают, что ты не должен никогда..."; "Я не понимаю, как это допускают..."

"Как?"; "Что?"; "Когда?"; "Где?"; "Почему?"; "Возможно..."; "Вероятно..."

"Я сердит на тебя"; "Вот здорово!"; "Отлично!"; "Отвратительно!"

Интонации

Обвиняющие.

Снисходительные.

Критические.

Пресекающие

Связанные с реальностью

Очень эмоциональные

Состояние

Надменное.

Сверхправильное.

Приличное

Внимательность.

Поиск информации

Неуклюжее.

Игривое.

Подавленное.

Угнетенное

Выражение

лица

Нахмуренное.

I ^удовлетворенное Обеспокоенное

Открытые глаза. Максимум внимания

Угнетенность.

Удивление

Позы

Руки в бока. Указующий перст.

Руки сложены на груди

Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним

Спонтанная, подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

ловек и которые попеременно, а иногда и вместе определяют характер внешней коммуникации. При этом следует иметь в виду, что все эти эго-состояния являются нормальными психологическими феноменами человеческой личности.