Лекция 2. СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• экологические требования российской конституции;

• международные договоры как составную часть правовой системы России;

• модернизацию нормативной правовой базы природопользования и охраны окружающей среды;

уметь

• формулировать основные признаки источников правового регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды;

• классифицировать источники по различным основаниям;

• толковать и правильно применять правовые нормы;

• осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

• правильно применять юридическую терминологию;

владеть навыками

• работы с правовыми актами;

• анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

• анализа правоприменительной и правоохранительной практики.

Источники природоресурсного и природоохранного права

Иерархия нормативных правовых актов

Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды включают прежде всего институты, нормы и предписания природоресурсного и природоохранного права и законодательства, а также иных отраслей.

Сложившаяся система источников природоресурсного и природоохранного права и законодательства играет роль важного стабилизирующего фактора в развитии общества, преодолении кризисных явлений, связанных с исчерпаемостью природных ресурсов.

Эти нормы и правовые акты образуют правовые основы природопользования и охраны окружающей среды, обеспечивающие управление природоресурсными и природоохранными отношениями в соответствии с Конституцией РФ.

В рамках правовых основ источники нриродоресурсных и природоохранных законодательных и иных правовых требований выстраиваются по принципу их соподчиненности в иерархическую пирамиду. В многонациональном федеративном государстве, претендующем на то, чтобы стать правовым, демократическим, социальным, это особенно важно для налаживания надлежащей правотворческой и правоприменительной деятельности органов государства, обеспечения режима законности и экологического правопорядка.

Соподчиненность природоресурсных и природоохранных норм и актов законодательства, обеспечиваемая с помощью организационных, юридических механизмов и законодательной техники, способствует единству государственной власти, неуклонному, единообразному применению, соблюдению и исполнению правовых, прежде всего законодательных, требований.

Многочисленные и нередко весьма запутанные предписания разбросаны по различным "этажам" правовой системы, находятся на разных уровнях источников права и законодательства, причем не только на федеральном, но и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований, а также учреждений, организаций, предприятий (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Иерархия (соподчиненность) нормативных правовых актов РФ

Виды источников природоресурсного и природоохранного права

В цивилизованном юридическом и экономическом пространстве, где функционируют исторически обусловленные правовые, нравственные и экономические системы, могут существовать различные формы и виды источников права: правовой обычай, нормативный правовой акт федеральной власти, субъекта федерации, муниципального образования, организации, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины.

Не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой – на них влияют специфические, исторические черты правовой системы той или иной страны, особенности национального законодательства в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции.

В России в природоресурсных, природоохранных отношениях в последнее время определенное значение приобретают общие принципы, договоры и обычаи, что обусловливается разбросанностью и разнородностью природных ресурсов, перераспределением их и регулирующих их использование актов по различным элементам, структурам Федерации и субъектам собственности, развитием подлинной конкуренции.

Идеи и доктрины, т.е. мнения ведущих ученых, философов, экономистов, юристов, в ряде государств участвуют в формировании законодательства и права, становятся обязательными, общими, получая отражение в природоресурсном и природоохранном праве. В романо-германской правовой семье основные положения земельного права в Средние века были сформулированы в университетских стенах.

С учетом распространения религии не следует игнорировать и эту, основанную на духовных воззрениях, сторону правового источниковедения, тем более в области благородной, доброй, справедливой организации природоресурсных, природоохранных отношений, в частности водопользования, землепользования, лесопользования.

Воззрениям, идеям и доктринам российских юристов в последние десятилетия стало придаваться некоторое значение; аргументированные, научно обоснованные мнения авторитетных ученых принимаются судьями во внимание и учитываются при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, федеральных судах общей юрисдикции, мировых судах. Имеются примеры использования судами при вынесении решений доводов, изложенных в научно-практических комментариях, учебниках и пособиях по природоресурспому, природоохранному праву.

Наиболее характерным для России и распространенным способом правового регулирования общественных отношений служит нормативный правовой акт, что обусловливается масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правопонимания и правоприменения, довести понятный текст до сведения многочисленных и разнообразных исполнителей.

Нормативный правовой акт:

• является письменным, публикуемым или оглашаемым иным способом источником права, широко тиражируемым, доводимым различными методами, в том числе при помощи СМИ, до сведения исполнителей;

• готовится, как правило, тщательно, всесторонне, длительное время, разрабатывается с помощью профессионалов, прежде всего квалифицированных экономистов, юристов, экологов, землеустроителей, предпринимателей, биологов, почвоведов и др.;

• принимается законодательным (представительным) или исполнительным органом квалифицированным или простым большинством голосов либо ответственным должностным лицом, являющимся, как правило, представителем власти.

Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Выстроенная система нормативных правовых актов способствует их лучшему уяснению, обеспечению экологического правопорядка.

Среди нормативных правовых актов выделяются Конституция РФ и предусмотренные сю федеральные конституционные законы, федеральные законы и соответствующие им подзаконные акты [1].